Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
100-квартирный дом облисполкома
ТимыЧ Дата: Пятница, 13.02.2009, 00:01 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline
В процессе возведения 100-квартирного жилого дома облисполкома в Новосибирске (крайисполкома, Дома Советов) в 1932-1937 гг. была перепроектирована вся внешняя его декорация в сторону усложнения и обогащения.

По окончании строительства Дома Советов президиум крайисполкома и строительная комиссия приняли постановление о строительстве жилого дома для работников крайисполкома. Строительная комиссия, в которую входили также А. Д. Крячков и А. Ф. Потапов (начальник работ), утвердила начальником строительства А. Ф. Потапова и постановила «поручить профессору Крячкову совместно с начработ: составить календарный план выполнения работ по составлению профессором Крячковым эскизного проекта, разработке рабочих чертежей, расчетов, проектов на спец. работы и предварительных смет; организовать аппарат для разработки рабочих чертежей; начработ срочно организовать бурение на участке постройки для определения качества грунта и дать для профессора Крячкова необходимые для проектировки нивелировочные отметки участка...»

Вслед за этим Андрей Дмитриевич получил инструкцию об участке, где должен был располагаться жилой дом («между улицами Спартака и Сибревкома») и о сроке представления проекта — 20 декабря 1933 года. Далее предлагалось привлечь технический аппарат для разработки рабочих чертежей, расчетов конструкций и «под вашим руководством» к выполнению всех проектных и строительных работ. При этом разработку всех рабочих чертежей проекта необходимо было производить параллельно строительству здания. Инструкция рекомендовала «при выполнении эскизного проекта и всех рабочих чертежей... ориентироваться на применение лучших стройматериалов, рациональность конструкции (звукоизоляция, пожарная безопасность, прочность) и тщательную отделку». В инструкции указывалось, что «центральное место постройки рядом со зданием ЗапсибКИКа и назначение здания требуют тщательной разработки плана и выразительного внешнее оформления, связанного с соседними постройками».

Ориентировочно здание предлагалось в 5—8 этаже, с лифтами, с «высотой помещений не менее трех метров», с применением для внешней отделки главных фасадов штукатурки «под мраморную крошку». Число и размеры квартир в этом доме: десять — пятикомнатных с жилой площадью 81 м2, тридцать — четырёхкомнатных с жилой площадью в 72 м2, сорок—трёхкомнатных: площадью в 54 м2, двадцать — двухкомнатных площадью в 27 м2. Дом был запроектирован с тщательно продуманным набором жилых и подсобных помещений в квартирах, с хорошими пропорциями комнат, хорошей ориентацией и инсоляцией комнат. Здесь планировалось использовать лифты, которые в Новосибирске впервые появились в 1932 году в здании Крайисполкома.

Для усиления звукоизоляции и защиты жилого дома от выхлопных газов и шума от городского транспорта он был отодвинут на несколько десятков метров от красной линии Красного проспекта в глубину квартала. Перед ним был запроектирован сквер, ниспадающий террасами на падающем рельефе. Восьмиэтажное здание значительного масштаба заняло «дворцовое» (парадное) положение в системе не только площади им. Я. М. Свердлова, но и всей застройки южной части Красного проспекта. Но тем не менее оно закономерно подчеркивает главную роль здания Крайисполкома (облисполкома) в системе всего ансамбля, отступая на второй план, оттеняя строгость его форм, монументальность, господствующее расположение его на открытых пространствах площади.

«Дворцовое» расположение здания в системе сложившейся застройки потребовало от А. Д. Крячкова разработать симметричную композицию фасада, выходящего на Красный проспект, и одновременно усложнить его силуэт и пластику стеновых ограждений. Ниспадающий рельеф нарушал ортодоксальность симметрии, и автор ввел асимметрические элементы в композиции сторон фасада: в лестничные клетки, решенные в виде башенных повышений различной формы, с вертикальной «решеткой» окон, освещающих лестничные марши и лифтовые площадки. Занимая парадное положение, 100-квартирный дом обогащает весь ансамбль зданий на площади сложной группировкой своих объемов, цветовым мажорным колоритом, преувеличенной насыщенностью декоративными формами и некоторой тяжеловесностью своих масс. Но эта пластическая тяжеловесность композиции в какой-то мере здесь уместна, так как велики открытые пространства площади, сильно расчленена и разномасштабна застройка по ее периметру. Дом «держит» пространство в определенной гармонии между пространством и своей массой, цветом, тяжеловесностью пластики, не давая воспринимать открытость пространства как «пустое место».

В разработке пластики композиции в деталях фасадов А. Д. Крячков, видимо, руководствовался приемами композиций в архитектуре жилых домов французского архитектора, известного мастера Огюста Перре (например, дом на улице Ренуар в Париже). На вопрос: «В каком стиле построен 100-квартирный жилой дом?» — сам архитектор отвечал: «Во французском неоклассицизме». В первоначальном проекте декор фасадов здания был более умеренным. Однако в 1934—1935 годах архитекторам были даны руководящие директивы, требующие незамедлительных изменений в проектах в сторону декоративного обогащения внешней архитектуры строящихся и уже выстроенных сооружений, более широкого применения декора классицизма.
Строительство «100-квартирного»жилого дома крайисполкома было завершено в 1937 году.

С.Н. Баландин, «Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг.»
«А.Д.Крячков. Сибирский архитектор».


http://timich.ru
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: