Слово "Магнум" - для фотографа культовое. Так называется знаменитое международное фотоагентство. Среди его основателей были великие фотографы Роберт Капа и Картье Брессон. Центральный офис "Магнума" находится в Париже, есть офисы в Лондоне, Нью-Йорке и Токио. Если вы из "Магнума", в редакциях самых престижных журналов к вам отнесутся с особым вниманием.Но стать членом "Магнума" очень сложно. Из всего бывшего Советского Союза это удалось лишь одному человеку - Георгию Пинхасову. Но как раз он туда не очень и стремился. После него несколько именитых российских фотографов пытались это сделать, но им было отказано. - Неужели никто из нас не лучше Пинхасова! - воскликнула одна претендентка, активная фотографиня. - Никто, - коротко ответили ей.
Многое в жизни Пинхасова произошло, как он считает, случайно. Случайно, не имея производственного стажа, который тогда требовался, с одними тройками в аттестате, первый раз взяв в руки фотоаппарат, он прошел творческий конкурс и поступил на операторский факультет ВГИКа. Случай свел его с Андреем Тарковским. Никто другой не оказал на Пинхасова такого влияния. В сущности, Тарковский был незащищенным и наивным художником. Эти черты видны и в Пинхасове.Пятнадцать лет назад он женился на француженке и переехал в Париж. К тому времени он был известным в Москве 33-летним фотографом, участвовал в выставках горкома художников-графиков на Малой Грузинской, 28. (Я тоже состоял в этом горкоме, участвовал в этих же выставках и до сих пор помню его портреты и натюрморты, выполненные в сепии).
В Париже был и сейчас существует Городок искусств (Cite de Art). Там могут жить и заниматься творчеством художники и фотографы разных стран. Обычно в Городке живут по полгода. Пинхасов представил туда свои фотографии, буквально в окошко их сунул, и его в этот городок взяли. К тому времени он уже развелся с женой, и жить ему было негде. Он переехал в (Cite de Art)и прожил здесь два года. Его фотографии заинтересовали Себастьяна Сальгадо, который в то время был знаменем "Магнума". Он дал Пинхасову рекомендацию. Пинхасов подал документы в "Магнум", и ему опять повезло: приняли.
Правда, еси быть точным, надо объяснить, что прием в это фотоагентство - процесс многоступенчатый и многолетний. Вначале его приняли "ассоциативным членом". Он полгода там не показывался, считал, что просто выиграл какой-то конкурс, не знал толком, что такое "Магнум" и что должен там делать. Пока ему не сказали: ты что, парень, у нас не появляешься, не работаешь? Он был несколько разочарован: выходит, он теперь не вполне свободен, у него есть обязательства. Через два года ему пришлось еще раз представлять свои работы и доказывать, что он достоин числиться в "Магнуме". А еще через два года он стал действительным членом и совладельцем акций этого кооператива.
Однако можно быть членом "Магнума" и сидеть без работы, если тебе не заказывают съемки. Тогда человек занимается своим архивом, издает книги... Это тоже неплохо, но у Пинхасова с заказами все в порядке: New York Times Magazine, Figaro... Как правило, заказчик оплачивает съемочный день фотографа, что-то около 400 долларов. Половина этой суммы идет в агентство. Оплачивается пленка, проявка, гостиница, дорожные и другие расходы. Мы гуляли по Парижу с его двумя очаровательными детьми (жена Анджела была на работе) и в редких паузах, когда дети не требовали абсолютного внимания и отпускали обожаемого папу, я получал мастер-класс знаменитого фотографа.
Его взгляд как будто сканирует окружающее пространство.
- Смотри, какой здесь цвет, какое интересное сочетание света-тени, смотри, какая девушка (девушка промелькнула в окне проезжающего автомобиля, он заметил ее боковым зрением, я тоже ее заметил). Ты удивишься, но в Париже так мало красивых девушек, - сожалеет он. - Другое дело Москва! Практическая часть мастер-класса проходила в освещенном солнцем маленьком кафе. Гарик взял мою камеру и потратил полпленки на меня. Собственно говоря, предмет его внимания составляли форма, цвет, отражения. Я просто оказался включенным в эту картину. Когда я потом рассматривал пленку, стало понятно, какими шагами фотограф шел к своему кадру.