Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Сайт ТимыЧа. Форум. » МОИ ФОТООТЧЕТЫ. СТАТЬИ. РАЗНОЕ » Статьи, учебные пособия, авторское право. » Авторское право для фотографа
Авторское право для фотографа
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:36 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Возможно ли использование,
без согласования с фотографом,
части оригинальной фотографии?

Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является.

Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:37 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Правда ли, что охраняются
лишь опубликованные фотографии?

Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически - с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.

Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.

Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.



http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:37 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
В каких случаях фотография
может использоваться свободно,
то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях:

- в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография;
- фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению;
- фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях;
- фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий.

Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:37 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Как охраняются права снимков,
созданных по служебному заданию?

Если фотография создана по служебному заданию, то право на ее использование обычно переходит к работодателю. Как правило, это относится к штатным авторам, работающим в периодическом издании, фотоагентстве, на предприятии. При этом подразумевается, что фотограф может использовать аппаратуру, фотоматериалы, мастерскую работодателя. Последний также оплачивает транспортные и командировочные расходы.

Другими словами, если фотограф находится в трудовых взаимоотношениях с каким-либо работадателем и создает фотографию в порядке выполнения служебного задания, то такая фотография называется "служебной" и попадает в особый правовой режим. Личные права автора на такой снимок полностью сохраняются, а все имущественные права считаются перешедшими к работодателю, причем целиком и на весь срок действия авторских прав. При этом работодатель не обязан выплачивать фотографу какое-либо дополнительное вознаграждение.

Разумеется, "служебными" считаются лишь те фотографии, которые созданы по служебному заданию. Если работодателем установлены так называемые "нормы отработки", то все фотографии, выполненные сверх этих норм, не считаются "служебными".


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:38 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
После завершения
заказной фотосъемки у известного скульптора,
фотограф был предупрежден,
что может использовать
сделанные им снимки авторских произведений
только по письменному разрешению заказчика.
Правомерно ли это?

Да, правомерно. Если на фотографии изображены предметы, которые сами охраняются авторским правом ( в данном случае это скульптура ), то фотограф сохраняет все авторские права , но использовать такую фотографию можно лишь с разрешения скульптора. Тем более фотограф выполнял конкретный заказ, который должен быть оплачен.

Почему скульптор настаивал в данном случае на соблюдении его авторских прав? Причин может быть много. Скажем, скульптор готовится через два-три года выставить свои произведения на персональной выставке и не хочет, чтобы раньше времени они были обнародованы. Или автор изобрел новую технику создания скульптурных произведений и не желает раскрывать ее.

А как, скажем, поступать с фотографиями, сделанными во время торжественного открытия памятника? В этом случае скульптор и его произведение задействованы в доступном общественном мероприятии. Поэтому последующее распространение снимков, в этом случае, может быть осуществлено без дополнительных условий.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 15:38 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Чем отличаются
исключительное и неисключительное право
на использование фотографии?

Когда фотографу предлагают выполнить какую-либо работу - создать одну или серию фотографий, делать снимки в течение длительного периода, либо когда фотограф сдает выполненную работу, скажем, в фотоагентство или издательство, то с точки зрения авторского права речь идет о заключении авторского договора на использование фотографии.

По такому договору фотограф передает свои авторские права на фотографии пользователю, а пользователь вправе распорядиться фотографией в пределах, обусловленных договором.

Один из основных вопросов, который должен быть рассмотрен в договоре - это вопрос о том, получит ли организация - пользователь исключительное право распоряжаться снимком, или она получит лишь неисключительное право.

Если организация - пользователь становится на указанный в договоре срок единственным пользователем фотографии, то автор уже не может передавать эту фотографию другой организации. Если организация получает только неисключительное право, то автор вправе распоряжаться такой фотографией в дальнейшем по своему усмотрению.

Отметим сразу: тема, поднимаемая здесь, очень важна для российских фотографов. Скажем, на Западе фотограф за удачный снимок получает разовое вознаграждение, а затем заключает с агентством или издательством договор, согласно которому, в течение обусловленного периода, имеет право на дополнительные выплаты от использования этого снимка. Причем, вознаграждение за последующее использование переданной фотографии в десятки, а то и в сотни раз превышает первоначальный гонорар.

У нас в России довольно часто происходит так. Фотограф, продающий снимок для разовой публикации, затем видит его на рекламных плакатах и других изданиях. Поэтому, в момент совершения сделки, фотографу нужно оговорить условия использования продаваемой им фотографии. Причем нужно помнить, что исключительное право стоит во много крат дороже неисключительного.

Если из договора не ясно, какое именно право получила организация, то полученное право считается неисключительным. Также немаловажно указать в договоре способ использования снимка. Скажем, если слайд станет воспроизводиться на открытках, выходящих миллионным тиражом, то и гонорар должен быть соответствующим. В договоре о передаче прав на использование фотографии необходимо указать срок. Он может быть различным - от одного месяца до окончания срока действия авторского права на фотографию.

Фотограф может разделить право на использование снимка территориально, например, на территории России - российскому изданию, а на территории Франции - французскому.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 16:21 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Фотограф послал свои снимки на фотоконкурс.
Через некоторое время после подведения итогов,
он увидел свои снимки
воспроизведенными на официальных плакатах фотоконкурса.
Нет ли здесь нарушений?

Для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать условия проведения конкурса, о котором идет речь. Как правило, при объявлении о проведении того или иного фотоконкурса говорится, что учредитель вправе использовать присланные фотографии на определенных условиях.

Если учредитель не оговаривает их, а затем использует присланные фотографии по своему усмотрению, то это является нарушением Закона об авторских правах.

Однако, подавляющее большинство фотоконкурсов и фотофестивалей, победителям которых присуждаются денежные премии и ценные призы, вправе использовать присланные работы в рамках, оговариваемых учредителем. Ему необходимо выпустить плакат, каталог, воспроизвести фотографии участников и лауреатов в прессе.

Конечно, все эти моменты должны оговариваться при проведении фотоконкурса или фотофестиваля, а автор, приславший свои работы, этим самым подтверждает соглаcие с условиями, предложенными учредителем.

Поэтому, прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс и подписаться под соответствующими условиями, необходимо внимательно ознакомиться с ними. Скажем, есть такие фотоконкурсы, которые не возвращают присланные работы или используют их по своему усмотрению в рекламных целях, или требуют от лауреатов предоставить эксклюзивные ( исключительные ) права на определенный период.

Есть фотоконкурсы, которые возвращают работы, но одновременно требуют согласия всех участников на использование присланных снимков без выплаты вознаграждения.

Повторю еще раз - прежде чем послать свои фотографии на какой-либо фотоконкурс, внимательно познакомьтесь с его условиями и только после этого принимайте решение о передаче части своих авторских прав. Информация о проведении фотоконкурса должна быть написана доступным, ясным языком и не вызывать вопросов.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 16:21 | Сообщение # 8
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Каковы юридические аспекты
съемки скрытой камерой?

Многие фотографы спрашивают, как быть, если снимок, полученный с помощью "скрытой камеры" или длиннофокусной оптики, планируется разместить, скажем, на плакате. Отмечу, что распространение материалов с использованием скрытой фотосъемки допускается лишь в том случае, "если это не нарушает конституционных прав и свобод человека". Такова одна из норм закона о средствах массовой информации.

Проиллюстрирую это следующим примером. Совсем недавно известное рекламное агентство выпустило плакат, на котором был изображен ветеран, снятый "скрытой камерой", а ниже были воспроизведены логотипы известных фирм с рекламными слоганами. Юрист, к которому обратился ветеран, здраво рассудил, что нарушена конституционная норма, запрещающая сбор и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Такого согласия, конечно, не было, и ветеран выиграл судебный процесс.

Не содержит информации о частной жизни та, в которой снимаемый присутствует как должностное лицо или участник общественного мероприятия. Последующее распространение фотографии ( в прессе ) в этом случае может быть осуществлено без дополнительных условий. Но любое иное коммерческое использование такого снимка обязательно должно быть согласовано с человеком, запечатленным на нем.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 16:21 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Каковы форма и характер
договорных взаимоотношений
между фотографом и снимаемой им моделью?
Договор между фотографом и моделью.

Взаимоотношения фотографа и модели, снимки которой намечено использовать в коммерческих целях ( на рекламных плакатах, календарях, обложках журналов и т.д. ), конечно, строятся на договорных началах.

Договор должен включать в себя паспортные данные модели, ее согласие на дальнейшее использование полученных в процессе съемки фотографий по усмотрению фотографа и пункт, подтверждающий получение моделью вознаграждения за съемку.

Другими словами, автор приобретает право на обнародование фотографий модели, но может сделать это лишь в рамках договора. Было бы желательно, чтобы модель расписалась на каждом снимке, сделанном с ее участием и планируемом для коммерческого использования: "Не возражаю против использования данного снимка по усмотрению автора".

Конечно, отношения фотографа и модели часто доверительны, и многие вопросы решаются в устной форме. В этом случае нужно учесть, что претензии, связанные с использованием изображения модели, могут быть правомерными. Кстати, многие организаторы фотоконкурсов обязательно учитывают этот юридический аспект.

Скажем, в условиях проведения фотоконкурса "Никон" сказано, что "организаторы не будут нести ответственности за иски и жалобы со стороны моделей, участвовавших в съемочном процессе. Ответственность за это лежит на фотографе". Более того, организаторы конкурса могут просить "предоставить разрешение на публикацию снимка от модели".

В случае, если модель для съемок предоставляет и оплачивает рекламное агентство, то в силу вступает норма закона об авторских правах, распространяемая на фотографии, созданные в порядке выполнения служебного задания. Личные ( авторские ) права фотографа на такой снимок полностью сохраняются за автором, а вот все имущественные права считаются перешедшими к агентству, предоставившему модель и оплатившему работу фотографа.

Впрочем, возможно заключение договора между заказчиком и фотографом, допускающим, например, самостоятельное использование служебной фотографии через оговоренное время после ее первой публикации.

Что касается прав несовершеннолетней модели, участвующей в съемочном процессе, то здесь все просто: необходимо получить разрешение от родителей или от опекуна. Причем переговоры о характере фотосъемки, использовании снимков и финансовых условиях должны проводиться вместе с ними.


http://timich.ru
 
ТимыЧ Дата: Пятница, 14.11.2008, 16:22 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5031
Статус: Offline
Расписка модели ( договор )
о передаче прав на публикацию

За полученную плату я _________
предоставляю полное и исключительное право __________________
публиковать мои фотографии, на которых я изображена, полностью или фрагментарно, в цвете или нет, без одежды или в одежде, под моим или вымышленным именем. А также предоставляю полное и абсолютное право использовать фотографии с моим изображением на выставках, для рекламы, в печати или любых других целях, не противоречащих действующему законодательству. Я отказываюсь от права исправлять фотоснимки или вмешиваться в право автора публиковать мои фотографии. Разрешаю подработку моих фотографий, ретуширование, затемнение, искажение и изменение изображения, применение оптических иллюзий, использованных в композициях, как преднамеренно, так и непреднамеренно в процессе подготовки публикации окончательного варианта фотографии.

Дата ___________ Подпись _________________/________/

Паспортные данные ___________________________________


http://timich.ru
 
Сайт ТимыЧа. Форум. » МОИ ФОТООТЧЕТЫ. СТАТЬИ. РАЗНОЕ » Статьи, учебные пособия, авторское право. » Авторское право для фотографа
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: