Алкоголизация населения - беда России, одна из угроз национальной безопасности страны. Все мы это осознаем, более того, привыкли к мысли. Правда, находятся люди, берущиеся доказать, что это не совсем так. Или даже совсем не так. Восемь мифов об алкоголе в России объяснил «Времени новостей» директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Миф первый: бюджет Советского Союза наполнялся за счет продажи водки, алкоголь давал четверть доходов.
На деле алкоголь давал только 5%, а 23% давала водка в розничном товарообороте, поскольку этот продукт в советское время был дорог. Вино стоило в четыре раза меньше. Но даже это соотношение не помешало структуре потребления, при которой водку пили все больше и больше.
Миф второй: в России очень дешевый алкоголь, это приводит к его сверхдоступности и, как следствие, к алкоголизации народа.
В России алкоголь дороже, чем во многих других странах мира. Например, вино в странах Западной Европы стоит 3-4 евро бутылка, 5-6 евро -- это там уже дорогое вино. В США 65% вина продается по цене ниже 5 долл. Если сравнить минимальные средние зарплаты, то такое вино (хорошее, натуральное) у нас должно стоить всего 15-20 рублей. Говоря о высоких ценах на крепкий алкоголь, приводят в пример страны Скандинавии. Там водка стоит 13-14 евро пол-литра, но относительно минимальной средней зарплаты эта водка дешевле, чем наша легальная стоимостью 3 доллара.
Миф третий: вся Россия спивается, за счет чего и деградирует.
Ничего подобного. Спивается не вся Россия, а 25% малоимущих с доходом ниже 5 тысяч рублей на душу. Эта публика выпивает до 40 литров алкоголя на душу населения в год. То есть спивается преимущественно бедный, социально незащищенный класс.
Миф четвертый: от пьянства страну спасет госмонополия на производство и оборот алкоголя.
Госмонополия к алкоголизации населения никакого отношения вообще не имеет.
Миф пятый: алкогольный бизнес - враг человечества.
Враг - человек, который злоупотребляет алкоголем. Легальный алкогольный бизнес в России не заинтересован в алкоголизации, как это ни парадоксально звучит, ни с экономической, ни с социальной точки зрения.
Миф шестой: вся надежда на запретительные и ограничительные меры, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения.
Есть несколько стран, которые живут по «заветам» ВОЗ. Например, Швеция и Финляндия. В этих странах одна торговая точка на 8 тысяч человек, у нас - на 500. У них госмонополия на розничную торговлю, водка дорогая, хотя дешевле нашей относительно минимальной средней зарплаты. За последние десять лет объемы продаж алкоголя в Швеции выросли на 70%. В Финляндии за последние 40 лет, из которых 30 страна живет по правилам ВОЗ, алкоголизация женщин возросла в шесть раз, мужчин - в два раза. Так что запретительные меры ожидаемой феноменальной роли не играют.
Миф седьмой: «полусухой» закон, введенный во время правления Михаила Горбачева, дал позитивные результаты. В частности, выросла продолжительность жизни.
Не алкоголь был тому причиной. Шла перестройка, люди не знали еще, что их обманут, желание жить светилось в глазах у всех. Поэтому и дети рождались. Самое страшное, что нам дала та антиалкогольная кампания - это изменение структуры потребления. До нее мы были винно-водочной страной: потребляли 21 литр вина, 13 литров крепкого алкоголя, 22 литра пива. К 1992 году, когда кампания завершилась, мы потребляли три литра вина (в семь раз меньше), 14-15 литров водки и суррогатов, около 15-20 литров пива. И это соотношение Россия до сих пор не может изменить в позитивную сторону. Пиво не сыграло роль альтернативного напитка. Государство пошло навстречу пивным компаниям, дало пиву карт-бланш. В России пиво не может заместить крепкий алкоголь - может только вино.
Миф восьмой: причина алкоголизации населения - сам факт существования алкоголя.
Во всех странах наличие алкоголя в торговле не считают фактором, способствующим алкоголизации. В России культивируется безответственное потребление алкоголя. Пьяных жалеют. Во всем у нас виновата водка. За рубежом считают, что виноват не алкоголь, а человек.