NB: Осыпающаяся эпоха, или взгляд в глаза Покорителей Оби
Оно стоит при въезде на ОбьГЭС. Огромное мозаичное панно, на котором – причудливое солнце, лубочные потоки воды, краны и судоходные шлюзы и семь напряженных, суровых лиц с тяжелым пристальным, почти иконописным взглядом. Выдержать эти взгляды трудно, да и осыпающееся панно привыкли не замечать. Проект NB постарается заглянуть в глаза людей на панно. Помните, в детстве у вас наверняка были такие мозаики – пластмассовые шестигранники с дырочками и наборы "гвоздиков" яркой расцветки?
Тогда эта игрушка, советский аналог модных сегодня паззлов, была популярна. Пока художники украшали или уродовали (в зависимости от степени талантливости) мозаикой стены новостроек, мы, дети, составляли цветочки, которые хороши были тем, что их можно было рассыпать и собрать заново.
Памятник первым гидростроителям – колоссальное мозаичное панно с весьма характерным для тех лет названием "Покорители Оби" – изготовил заслуженный художник РСФСР Владимир Сокол (см. справку в конце публикации). Установлено панно было тридать восемь лет назад...
Мозаика эпохи
Виктор Славкин, начальник гидростроительного цеха в 70-е годы, а ныне председатель совета ветеранов Новосибирской ГЭС, рассказал мне, что "идея создать памятник принадлежала самому Владимиру Соколу. На самом деле, на том месте, где сейчас располагается панно, была высокая насыпь, на ней – камнедробилка. Для того, чтобы перекрыть русло Оби, требовалось много щебня, и с Буготагских сопок возили камень, а здесь уже дробили его в щебень. Так вот: после того, как камнедробилку убрали, осталась высокая бетонная стена, и сам Владимир Сокол предложил на ней установить памятник гидростроителям".
Огромные лица, такие фантастичные и пронзительные, – мозаичная память о когда-то живых и молодых людях, строивших ГЭС.
"Некоторые люди, изображенные на панно, имеют совершенно реальные прототипы, – поведал Виктор Славкин, – например, водолаз Мартынов: он погиб под водой при строительстве ГЭС, или монтажник Сердюков, также отдавший свою жизнь этой стройке".
Скорее всего, живой прототип был у всех изображенных на панно... Однако художник ничего не рассказал о том, кем в жизни была русоволосая девушка или бородатый мужчина позади монтажника Сердюкова.
"Паззлы" 31,5 на 9 метров
В мозаике, созданной Соколом и старательно уложенной строителями, около 1 260 000 разноцветных плиточек. Было. Памятник ушедшей эпохе сейчас находится в совершенно плачевном состоянии и нуждается в реставрации. Кусочки мозаики, из которой выполнен памятник, осыпаются, а с момента основания за ним не было никакого ухода.
Более того, даже при легком прикосновении к мозаике она обваливается в траву, и мне совершенно непонятно, каким образом эти цветные квадратики еще держатся на стене…
"Я не безразличен к тому, что панно разрушается, для меня его порча – больной вопрос. Когда его только установили, памятник производил очень сильное впечатление – громадное, даже так…" – с нескрываемым сожалением сказал мне Виктор Славкин.
Анна Меркулова, заместитель начальника отдела по делам молодежи, культуры и спорту администрации Советского района рассказала мне, что неоднократные попытки найти балансодержателя памятника не увенчались успехом. "Мы направляли письма в ОАО "Новосибирскэнерго", Департамент культуры Новосибирской области и в ОГУ "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" с просьбами рассмотреть вопрос о финансировании реконструкции панно. Выяснилось, что ни одна из вышеуказанных организаций не является балансодержателем", – рассказала о бумажной волоките Анна.
Выяснилось, что, хотя памятник и внесен за номером 157 в перечень объектов недвижимого культурного наследия Новосибирска, но это не значит, что у него есть хозяин.
ОГУ "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" на просьбу руководства администрации Советского района о реконструкции панно ответил следующее: "Мозаичное панно, посвященное строителям НГЭС, выполненное заслуженным художником России Владимиром Петровичем Соколом, состоит у нас на учете как объект культурного наследия. Согласно статьи 18 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выявленные объекты культурного наследия подлежат госохране в качестве выявленного объекта историко-культурного наследия. Финансирование реставрационных работ на выявленных объектах культурного наследия и работ по благоустройству прилегающих к ним территорий нашим Центром не предусмотрено"…
Как говорится, без комментариев…
Ценность ушедшего времени
Что представляет собой этот памятник с точки зрения исторической ценности и можно ли спокойно допускать его медленное умирание? Может быть, он и не нужен – ведь Новосибирская ГЭС уже одним фактом своего существования напоминает о том, что ее кто-то строил?…
"У меня лично к этому панно отношение неоднозначное, – предупредил Вадим Журавлев, кандидат исторических наук, преподаватель НГУ и консультант проекта NB. – Дело в том, что Владимир Сокол – прекрасный, талантливый художник, уж что-что, а рисовать он умел. А если Вы посмотрите на лица гидростроителей на этом панно – Вы удивитесь, там изображены прямо монстры, у них страшные, некрасивые лица. И поэтому это панно – это, скорее всего, китч. При этом, как у любого памятника, у этого панно появляется "патина времени", то есть – это живой кусочек ушедшей эпохи, то, как было тогда. Чем дальше от нас уходит эпоха советского времени, тем больше мы понимаем, что это была особенная эпоха, со своим искусством и подобный китч – это ее часть, которую тоже важно сохранить".
У Вадима Журавлева есть свои догадки, почему Владимир Петрович Сокол изобразил их такими "монстрами": дело в том, что в последние 10-20 лет сложилось позитивное отношение к НГЭС, даже с экологической точки зрения (например, Обское море является сейчас большим "отстойником" воды – из моря выходит гораздо более чистая вода, чем в него попадает, плюс изменился климат, он стал мягче). Но это только сейчас – прошло полвека и экологическая система стабилизировалась, а тогда, в пятидесятые-семидесятые годы, строительство НГЭС многими воспринималось, как экологическая катастрофа – была "подрублена" речная экосистема, смыты огромные прибрежные промысловые территории. Поэтому Владимир Сокол и изобразил на панно подлинный облик этих "уничтожителей" природы. Возможно, в этой побасенке и есть доля правды, а может, и нет.
Размышления у панно
Любой памятник – это точка на системе координат времени, которая вмещает в себя всю историю, которая была до того. Глядя на памятник из нашего "сейчас", мы видим только его, и он вбирает в себя все события прошлого, он является словно станцией во времени, с которой мы можем двигаться глубже, в прошлое.
Место рядом с панно можно назвать "станцией во времени" – сейчас там расположены три памятника строителям ГЭС: круг от бетономешалки – мемориальная доска, установленная 22 ноября 1961 года решением Новосибирского Облсовета народных депутатов, на которой выгравированы фамилии 66 лучших рабочих и ИТР "Новосибирск ГЭС строя", мозаичное панно "Покорители ОБИ" и лопасть от первого генератора ГЭС.
Эти памятники – словно старые фотографии: почти у каждого из нас есть фото разных лет – детские, школьные, фотографии с праздников, в компании друзей и родственников. И чем больше проходит времени, тем более ценными становятся эти фотографии – смешные, живые, порой сделанные в самые подходящие и неподходящие моменты, и то, что касалось совершенно курьезным и будничным лет десять назад, сейчас становится почти самым ценным кусочком нашей жизни. Кусочком, который – часть огромной мозаики...
Справка Academ.info: Владимир Сокол, заслуженный художник РСФСР, (1927, Пихтовка Колыванского района – 1990, Новосибирск). Жил в Новосибирском Академгородке, руководил мастерской мозаичников и резчиков. В числе основных работ: панно "Охота" в ресторане гостиницы "Золотая долина" (1965; не сохранилось), панно "Богатства Сибири" в Доме ученых СО АН СССР (1967), панно "Покорители Оби" на ОбьГЭСе (поселок строителей Новосибирской ГЭС ,1970), панно "Природа Сибири" в ресторане гостиницы "Обь" (1974), витраж "Наука" в вестибюле Новосибирского государственного университета (1975), панно "Рождение Оби" и "Сартакпай" в зале ожидания речного вокзала (1976; не сохранились), панно "Письменность, печать" на фасаде издательско-полиграфического предприятия "Советская Сибирь" (1979), десять витражей "Города Сибири" на станции "Речной вокзал" новосибирского метрополитена (1985). В числе других работ мастера – резной корабль, украшающий интерьер Новосибирского молодежного театра "Глобус" (декоративное оформление театра В. П. Сокол выполнил вместе с Ю. К. Китаевым), резная стела "Сказы Сибири", резная скамья-крокодил и сказочные кресла из корней деревьев (когда-то затопленных новосибирским водохранилищем) в Зимнем саду Дома ученых. (Точные данные взяты из знциклопедии "Новосибирск", Новосибирск, 2003).
Надежда Друзяка,
Новости Академгородка Academ.info