NB: город на костях, или неизвестные кладбища Советского района
Пятидесятилетний Советский район знает два кладбища, на которых и привык хоронить: кладбище на ОбьГЭСе и Южное. Но в детских страшилках про могилы в ботаническом саду и байки старожил про кладбище в Нижней Ельцовке времен Петра I есть доля правды. Об этом сегодня расскажет проект Academ.info Notа Benе. "Ботаническое" кладбище
Информация о том, где находится кладбище в Ботсаду, была только со слов тех, кто его находил. Поэтому и "маршрут следования" в некоторых местах в рассказах расходился. Кто советовал идти вдоль левого края оврага в сторону от Ботсада, кто предлагал оставить за спиной административное здание и идти прямо, кто же уверял, что стартовать нужно от домика охранника и пройти метров пятьсот-семьсот…
Трехчасовое рыскание по лесу в поисках крестов и оградок помогло обнаружить две заброшенных хижинки за колючей проволокой, лавочку, заросшую травой, коей мы были очень рады, следы лошадиных копыт, а позднее и саму лошадь, и старый холодильник, издали принятый мною за поваленный памятник. Опрос встречных людей доказывал, что кладбище есть, мы просто не можем его найти.
И все-таки нашли! Кладбище оказалось не таким уж и старым: небольшое, могил на тридцать, заросшее травой, кое-где повалены деревья и кресты. Оградки и памятники целы. Следов недавнего посещения могил нет, только на некоторых еще гордо стоят выцветшие искусственные цветочки. Кладбище маленькое, его можно обойти вокруг, аккуратно перелезая через поваленные деревья. Годы захоронений: 1960-1970.
Позднее нам сообщили, что мы нашли другое кладбище, а то, к которому нас отправляли, находится чуть дальше. Нужно было от этого пройти вперед еще метров триста. Наш информатор уверял, что "то кладбище гораздо старше". Другие источники утверждали, что в Ботсаду вообще несколько кладбищ. На самом деле, это не совсем верно. В Ботсаду есть одно большое кладбище, но разрозненное.
Дело в том, что еще в 19 веке на территории нынешнего Центрального сибирского ботанического сада (ЦСБС) СО РАН была маленькая деревня Зырянка. Говорят, что и речка Зырянка была названа по названию деревни. Деревенька же получила свое имя либо от фамилии Зырянинов (большинство ее жителей в 19 веке имели именно такую фамилию), либо от зырян (устаревшее название народа коми), перебравшихся сюда в начале позапрошлого века в поисках лучшей жизни. По некоторым данным, деревня находилась в районе здания ЦСБС СО РАН. Хоронить "за тридевять земель" было не принято, поэтому умершие жители несуществующей давно деревни Зырянки остались лежать на территории ботсада. В начале 20 века (примерно в 1904-1905 году) близ железной дороги образовалось поселение под названием "Тридцать первый километр" – маленький поселок железнодорожников. Сегодня здесь осталось несколько частных домов, стоящих на улице с диковинным названием "Казарма 31 км" (недалеко от поста ГИБДД). В те годы, скорее всего, деревни Зырянки уже не было, или от нее осталось несколько дворов, но кладбище было. Вблизи него хоронили умерших жителей поселка "31 км".
Потом, в 1917-18 гг., на берега Зырянки пришли коммунары, организовав коммуну под названием "Сеятель". Коммуна просуществовала только два года, потом кто-то ушел, кто-то завел семью и свое собственное хозяйство, осев на территории бывшей деревни Зырянки. Вскоре коллективизация заставила всех снова объединиться, и так возник колхоз с "оригинальным" названием "Заря". Дома его стояли ниже железнодорожной линии, теперь на том месте море, а хозяйственные земли и корпуса располагались и на территории современного ботсада, и на затопленной теперь земле.
Годы были тяжелые – несмотря на то, что колхоз имел много земли (около 7 000 га), он был нищим. Людей заставляли работать за трудодни. Косить сено не разрешалось, пока не накосит колхоз, налог на общее хозяйство был огромный, потому прокормиться можно было только с помощью своего огорода. В итоге люди работали по семь дней в неделю по 14-16 часов в сутки, жили бедно, и умирали часто, особенно дети. Хоронили умерших там же, рядом с кладбищем деревни Зырянки.
В 1937 году колхоз "Заря" стал колхозом им. Кирова. В одну из суровых зим конца 30-х в поселок были сосланы тридцать семей спецпереселенцев из Белоруссии, многие из них тяжело заболели по приезде на место поселения и… А потом была война, и поселок был преобразован в промартель – и нужно было работать на обеспечение армии…
Много позже, в 1953 году, было принято решение о переносе поселка – и он был отстроен выше железной дороги, на том месте, где стоит сейчас. Еще спустя семь лет на территории хозяйственных земель и кладбища было решено устроить ЦСБС СО РАН. Но по привычке, да и потому, что другого места для захоронения умерших не было, до 70-х годов продолжали хоронить на прежнем месте – в лесу Ботсада, на краю оврага.
Для тех, кто хочет воочию увидеть "ботаническое" кладбище, начать прогулку нужно от административного корпуса ЦСБС СО РАН и пройти метров пятьсот, держась юго-восточного направления.
Нижнечемские захоронения
Еще в 1734 году упоминается деревня Нижние Чемы (Чемская большая) в летописи (сегодня это микрорайон ОбьГЭС). К тому времени уже стоит несколько дворов. Позднее деревня разрастется и будет отмечаться на картах. На схемах и картах, которые удалось найти в областном архиве, обозначены названия населенных пунктов и "стратегически важные объекты": телеграф, колхозы, сельсовет…. о кладбищах "ни слова".
Смотрительница музея истории "Левобережье" Мария Коновалова, рассказала, что "в деревне Нижние Чемы было кладбище. Когда решили возводить ГЭС, кладбище перенесли в поселок Огурцово. Прежнее место захоронения было затоплено". Приблизительную территорию нам установить не удалось.
Однако известно о маленьком кладбище, располагавшемся на том самом месте, где сейчас стоят хозяйственные корпуса Новосибирской ГЭС, рядом с мозаичным панно. "Где-то в 1955 году, когда прокладывали коммуникации и укрепляли берег, рабочие ГЭС нашли несколько могил. Нашли примерно метрах в трехстах в сторону берега от того места, где сейчас находится мозаика", – рассказал Виктор Славкин, многие годы проработавший на ГЭС.
Вспомним, что в 1914 году в деревне Нижние Чемы была возведена деревянная церковь во имя Архистратига Михаила – она стояла на том самом месте, где сегодня – бетонная стена старой камнедробилки с мозаичным панно "Покорители Оби". Фотографии этой церкви не сохранилось, как и неизвестно точно, когда она была разрушена. По некоторым данным, в 20-е годы церковь была разграблена, приход разогнали, а в здании церкви устроили клуб, который просуществовал до начала строительства ГЭС.
"Это была не кладбищенская церковь, а простая приходская, – рассказал игумен нового храма во имя Архистратига Михаила Филипп (Новиков). – Потому около нее не могло быть общее кладбище, рядом с ней были захоронены только священнослужители или благодетели храма. Всего несколько человек". Неудивительно, что эти могилы не было видно, когда начали строить ГЭС. Во времена гонений на священников и верующих эти несколько захоронений просто сровняли с землей.
На современной карте сегодня на месте церковного кладбища хозяйственные корпуса предприятия "ГидроОГК". Если говорить о жилых домах, то оно располагалось совсем рядом со строящимся жилым комплексом "На Софийской".
Нижняя Ельцовка: долгая память трех столетий
Самым удивительным, если такой эпитет, конечно, применим к понятию кладбище, оказалось старое кладбище в Нижней Ельцовке. Отсчитывая свое существование со времен Петра I, оно хранит в себе прах и долгую память трех столетий.
Могил, датируемых 1700-1800 годов, естественно, найти не удастся. Деревянные кресты сгнили, да и металлические оградки вряд ли были тогда. Но старожилы уверяют, что кладбище начало расти в восемнадцатом столетии, когда, собственно, и появилось само поселение Нижняя Ельцовка.
Ныне кладбище узкое и вытянутое, тогда, вероятно, хоронили дальше, в глуби леса, хотя есть и другие версии. Сегодня самое старое захоронение датируется 1938 годом. Есть несколько могил времен Великой Отечественной войны, семейные захоронения и детские могилки, от которых слезы на глаза наворачиваются: похоронен двух - трехгодовалый малыш.
Если не учитывать "петровский" фактор образования Ельцовки, то это кладбище все равно представляет интерес: могилы датируются 1940-1955 годами, когда строительство Академгородока, основание Советского района начинается только в шестидесятых годах.
Невероятным кажется и то, что рядом с могилами 1960-1970 годов, с облупленными оградками, покосившимися крестами и железными венками соседствуют современные захоронения 2000-2005 годов, с низкими "цепочками", пышными венками и гранитными памятниками. Важно учитывать, что это кладбище официально не существует в Советском районе.
Странно, да и неприятно то, что дачные и частные дома стоят в десяти-двадцати метрах от кладбища. Детский крик и громкая музыка разносятся по всему "царству мертвых", нарушая спокойствие и тишину тех, кто обрел вечный покой. Да и бутылки с модными этикетками нашли себе место рядом с оградками. Жильцы домиков относятся спокойно к такому соседству. "Да они нам не мешают, спокойные вроде. Да и ничего "такого" здесь не случалось", – поделилась своим мнением одна из дачниц. "Единственная аномалия, которая была здесь… Мой пес в прошлом году клещей на этом кладбище нахватал. Не обрабатывают же здесь", – был недоволен мужчина в тельняшке.
Если "петровское" кладбище было не в лесу, то вполне возможно, что оно располагалось как раз на месте дачных избушек. Такое близкое соседство домов и могил не может быть случайным…
Екатерина Унгур,
Роман Шмигирилов,
Новости Академгородка Academ.info