Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » О фотографии » Ночная съемка

Снимаем фейерверк на цифру
Снимаем фейерверк на цифру

Салют - это когда военные
из пушек стреляют,
а фейерверк - это то,
что снято ниже.

 

Лирическое вступление 

Есть два кардинально разных подхода к съемке  фейерверков:

Первый подход: Увидеть из окна начало фейерверка, побежать за камерой, на автомате через стекло снять со вспышкой, выругаться, что вспышка всё забила светом, открыть окно, отключить вспышку, и увидеть что фейерверк закончился.

Второй подход: Системно, перфекционистски подготовиться к съемке, обращая внимание на все мелочи.

Я намеренно описываю второй подход максимально подробно, обращая внимание на всевозможные мелочи. Это не значит что если не соблюсти все этапы, то ничего не получится. Более того, при съемке я сам часто пропускаю некоторые этапы. Но лучше знать заранее, что и как влияет на результат, чтобы осознанно выбирать, что делать а что нет и быть готовым к результату.

Выбрать, соответственно какой-то промежуточный подход.

 

1. Заранее узнать время и место, откуда будут запускать фейерверк

C бухты-барахты и без подготовки снять правильный фейерверк практически нереально. Это процесс быстротечный и на настройку камеры и выбор ракурса уйдет ровно столько времени, сколько фейерверк и длится . Но это не значит, что не надо пытаться - может, Вам повезет больше чем мне. Обычно в городе не так много площадок пригодных для запуска правильного фейерверка. О времени запуска обычно сообщают в прессе, промелькивает информация в городских форумах, LiveJournal-е и т.п. 

2. Выбираем точку съемки

Фейерверк лучше фотографировать с 700...1000 метров. Желательно, чтобы на переднем плане была водная гладь - отражения в воде очень оживляют картину. Если есть такая возможность, точка запуска не должна быть заслонена деревьями или домами. Хорош также вариант съемки с высокой точки - с балкона, крыши дома и т.п. - тогда городской пейзаж тоже несколько оживляет картинку.

Если подходить совсем уж перфекционистски, то желательно подобрать  две разные точки съемки. И фотографировать с  той, с которой ветер будет сносить дым вбок. Иначе получится мешанина из дыма, переднего плана и собственно фейерверка.

Заранее посещаем точку съемки с камерой, пристреливаемся, определяем на каком фокусном расстоянии (зуме) снимать, всё ли помещается в кадр. Нет ли чего лишнего в кадре. Нужно обратить внимание на яркие паразитные источники света, которые будут слепить при съемке фейерверка.

Если у вас нет штатива, на месте нужно подумать, куда и как можно пристроить камеру для исключения смаза на нескольких секундах выдержки. Если штатив есть - думаем, как и куда его ставить. При съемке с водой в кадре выгоднее точку съемки подобрать поближе к воде и пониже.

3. Готовим технику

Поскольку фейерверк это яркий источник света в кадре на фоне не менее ярких городских огней, то настоятельно рекомендую заранее почистить оптику, прикрутить бленду (если она есть).Заранее убеждаемся, что штатив в наличии и в исправном состоянии, что аккумулятор полон, а на карте памяти хватает места. Желательно также наличие спускового тросика (или его беспроводного аналога).

4. Снимаем

Я прихожу на точку съемки за полчаса до начала фейерверка, чтобы успеть застолбить с любовью выбранное место. Если фейерверк предваряется народным гулянием, нужно прийти еще раньше, чтобы потихоньку "выдавить" гуляк с точки съемки. Разворачиваю штатив, выравниваю горизонт, делаю несколько пробных кадров, пристреливаюсь, короче говоря.

Я стараюсь охватить немного больше пространства, чем того требует фейерверк - никогда заранее не знаешь, как захочется потом скадрировать. А в процессе самого фейерверка времени на смену фокусного расстояния нет. 

Съемку я провожу глядя не в видоискатель, а на сам фейерверк - так можно во-первых самому насладиться зрелищем, а во-вторых заметить летящие заряды или еще какие интересные события. А это значит, что штатив должен стоять надежно как скала и не допускать шевелёнки и  смещения камеры от кадра к кадру.


Параметры съемки: 
параметр значение примечание
Чувствительность ISO 100 Желательно поставить минимально-возможное. Иначе шум всё испортит.
Диафрагма F8...F11 Выбираем такие значения, при которых резкость объектива максимальна. При этом света должно хватить на проработку общего вида города без фейерверка.
Выдержка 2..3 секунды Обычно хватает. Подробности про выдержку описаны ниже.
Резкость Минимально возможная Поможет детальнее проработать источники света. Резкость будем поднимать после обработки.
Баланс белого По освещению переднего плана Подбираем такой, чтобы небо сохранило синеву, но передний план не приобретал совсем уж явного цветового оттенка.
Формат файла RAW Если RAW нет, то максимально качественный JPG или TIFF.
Автофокус Отключен, фокус на расстояние до фейерверка. В принципе можно ставить и гиперфокальное расстояние фокусировки, но резкость фейерверка мне дороже резкости переднего плана. Поэтому я фокусируюсь на фейерверк.

Подробнее о выдержке
Красивые шары в небе можно предугадать по летящему высоко вверх темному заряду - увидели летящий вверх заряд и вспышку - сразу давим на спуск. За 2..3 секунды заряд успевает полностью раскрыться, но падающие вниз брызги огня после шара еще не появляются. Интервал между выстрелами обычно одинаковый и можно под него приспособиться уже на второй-третий кадр.

Фотографировать шутихи, светящиеся надписи и прочие мельтешащие объекты нужно на более короткой выдержке типа 1/2 секунды и не сильно рассчитывать, что они хорошо получатся. Это объект в движении и хорош именно в динамике. Если выдержка будет больше - получается каша.

Не в тему, но важно - доблестная милиция любит "неожиданно" проверить документы у "сомнительных личностей" с "подозрительной техникой". Документы лучше прихватить. В идеале - настоящее удостоверение фотокорреспондента.

Не спешите после съемки сразу сворачиваться - подождите около пяти минут - может будет продолжение или финальная часть, а техника уже будет свёрнута.

5. Обработка в PHOTOSHOP CS

Я сначала, на автопилоте, всё преобразую в JPG и по ним выбираю те RAW, которые буду обрабатывать "с пристрастием". При конвертации стараюсь соблюсти баланс между цветом переднего плана, неба и самого фейерверка. 
В RAW-конверторе задвигаю влево до упора движок "Shadow"(!), выбираю минимальный "Sharpness" (!) и подбираю "Exposure" так, чтобы передний план и дома немного проработались, но фейерверк при этом не выбелился до потери деталей. Если выбрать удобоваримое сочетание не получается, то приоритет фейерверку. Преобразовываю в 16-битный файл.

Фейерверк это объект с диким диапазоном яркостей и нам предстоит сильно сужать динамический диапазон без визуальной потери контраста. Поэтому и тени мы не режем в конверторе и резкость не поднимаем вообще, и используем 16-битный цвет. Исправить тени и резкость лучше потом, после сужения динамического диапазона

Инструментом "Shadow/Highlight...":
Shadows - Amount=20%, Tonal Width=20%, Radius=треть ширины кадра
Higlight - Amount=10%, Tonal Width=20%, Radius=треть ширины кадра
Это позволяет подтянуть задний план и фон, но при этом не потерять сам фейерверк.

Инструментом "Levels..." выравниваем яркости по вкусу и немного затемняем фон (вспоминаем, про движок "Shadow" в RAW-конверторе).

Вот после этого желательно фильтром "Unsharp Mask" немного приподнять резкость обращая внимание на то, чтобы основные линии огней на стали выбеленными с резкой границей, но мелкие брызги приобрели четкость.

На последок кадрирование и изменение размера по вкусу.

При съемке на пленку рекомендуют применять мультиэкспозицию или ставить длительную выдержку и прикрывать объектив между залпами. 
В случае цифры лучше этого не делать - при длительной выдержке кадр получается зашумленным. Проще потом при обработке склеить несколько кадров - эффект тот же, а шумов меньше.
 
Гумеров Ильдар, Гумерова Наташа


Источник: http://ildar-gumerov.newmail.ru/firework.htm
Категория: Ночная съемка | Добавил: ТимыЧ (03.01.2008) E W
Просмотров: 4107 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]