Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Старый Новый год
ТимыЧ Дата: Среда, 14.01.2009, 11:03 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline
Старый Новый год

В этой статье речь пойдет совсем не о традициях празднования Старого Нового года – праздника-феномена, получившегося из-за расхождения юлианского (или календаря "старого стиля") и григорианского календарей. Проект "Nota bene" расскажет, как праздновался Новый год в Новосибирске тогда, когда не было электрических гирлянд, салата оливье, китайских елочных игрушек и обращений президента по телевизору...

Дом, где живут елочные игрушки

В Советском районе на улице Русской (Новосибирский Академгородок) живет очень интересный человек – историк по образованию, а по зову души коллекционер елочных игрушек Татьяна Гартвич. Уже много лет она собирает по всей России елочные украшения, изучает историю елочной игрушки. Люди приносят ей все новые и новые раритеты, а она бережно хранит их у себя. Коллекция уже насчитывает полторы тысячи, и постоянно пополняется – это игрушки конца XIX века, дореволюционные, советского времени, "лабораторная игрушка", современные украшения из муранского стекла. Татьяна Гартвич поделилась с корреспондентом Academ.Info интересными историями, связанными с судьбой елочной игрушки:

"Обычай наряжать елку игрушками возник в России при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая Первого в 1817 году, – рассказывает Татьяна Алексеевна Гартвич. – Бывшая принцесса Шарлотта вспоминала родную Пруссию, где ёлочки с горящими свечками украшали все ее детство. И вот в канун Рождества Христова на столах в Зимнем дворце появились пучки еловых веток. Позже тихое торжество в царской семье дополнили обычаем дарить на Рождество друг другу подарки. Их укладывали у ёлочки на столе, или вешали на ее колючие ветки. Для царского праздника стали ставить ёлочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую зеленую лесную красавицу, на которой легко разместились и подарки и игрушки. Ёлка на Рождество прочно вошла в моду среди придворных, а затем охватила и весь Петербург, всю Россию. Тем более, в Зимний дворец было принято пускать на Рождество не только придворных, а всех желающих разделить с царем светлый праздник – до 4000 человек"

Первые стеклянные и картонные елочные украшения стали выпускать в России уже в середине XIX века, под Клином, в имении Александра Меньшикова. В самом начале XX века многие игрушки изготавливали вручную, появились игрушки из папье-маше. Особый шик – украшения с фарфоровыми головками – сначала ввозились из-за границы, а потом их стали делать в монастырях.

Но после революции производство елочных игрушек резко сократилось, потому как рождественские ёлки после смерти Ленина (1924год) строго-настрого запретили как буржуазный пережиток. Ставить елку категорически запрещалось, самые рисковые привозили из леса в мешках распиленные ветки, опускали шторы, собирали елочку и справляли Рождество. И только 28 декабря 1935 года елку реабилитировали! В газете "Правда" появилась статья кандидата в члены политбюро П.П.Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!" В скором времени на рынках появились елки на продажу, снова принялись за изготовление игрушек, согласно партийной рекомендации устроили праздники елки в школах и детских садах.

Постышев убедил Иосифа Сталина: если не удается искоренить традицию украшать "рождественское дерево", надо изменить суть праздника. Таким образом, Вифлеемская звезда превратилась в красноармейскую, шары утратили христианскую символику (раньше они символизировали яблоко, "запретный плод"), они стали удобным проводником советской идеологии. 1 января 1937 г. в "Литературной газете" опубликовали лозунг, который был растиражирован: "жить стало лучше, жить стало веселее". Художники-партийцы должны были отобразить этот лозунг в елочных украшениях, и тогда они выпустили огромный шар красного цвета, а на нем четыре символа счастливой жизни – портреты Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса.

Елка как политика

Любопытно проследить как со сменой политических формаций, в зависимости от вкусов и приоритетов глав государства, входили в моду те или иные елочные украшения. При И. Сталине помимо шаров с лозунгами "Миру – мир!", надписью "СССР", выпускали игрушки хоккеистов, потому как вождь считал, что "хоккей – это хорошо". Сталин любил цирк – выпустили огромную партию игрушечных цирковых артистов. В военные годы было не до игрушек, но все равно елочные украшения продолжали изготавливать. Главным материалом были фольга и погоны, из них мастерили корзинки и парусники, появились проволочные украшения из отходов производства – домики для птичек, пятиконечные красные звезды и т. д. Изготавливались из кусочков ткани и ниток парашюты, пистолеты, собачки-санитары и, конечно, танки, пушки, солдатики.

"В послевоенные годы на ёлках появились игрушки, изображающие овощи и фрукты, снопы пшеницы, колосья и хлеб, – говорит Татьяна Алексеевна. – В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова “Карнавальная ночь”, выпустили ёлочные игрушки – часы, на которых навсегда стрелки стояли на без пяти минут двенадцать. В шестидесятых годах, в эпоху правления Хрущева, на ёлках преобладали игрушки на сельскохозяйственную тему: баклажаны, томаты, кабачки, фасоль, горох и – кукуруза, початки всех размеров и цветов. С 1961 года на первый план выходит тема космоса: дирижабли, ракеты, космонавты, спутники. К концу десятилетия появляется сказочная серия: персонажи сказок Родари – Чиполлино, Вишенка, Тыква и др. К юбилею Пушкина выпущены наборы игрушек с изображениями героев из произведений великого поэта. В эти же годы выпускается серия игрушек - девочки в национальных костюмах, которая должна укрепить веру советских граждан в незыблемость постулата "15 республик – 15 сестер". А с 1965 года производство ёлочных игрушек окончательно поставлено на поток, что пагубно сказалось на красоте игрушек – исчезла скульптурность фигурок, филигранность росписи" .

Антирождественский карнавал

В новосибирских газетах декабря далекого 1932 года писалось: "6 января 1933 года на площади Сталина пройдет антирождественский карнавал. Он начнется митингом, где будет обличена классовая сущность религии, праздника Рождества и буржуазная сущность новогодней елки... Торжественный городской вечер завершится сожжением рождественской ели, символа буржуазного праздника прошлого".

"Я не застала времена, когда на площади Ленина елку жгли, а не украшали, – рассказала Academ.info Анна Терентьевна Степанцова, – Но хорошо помню, как рассказывала об этом мама, которой приходилось бывать на антирождественском карнавале. Фактически, тогда, в 30-е годы, он заменял многим Новый год как таковой: ведь особых праздничных мероприятий не было, все жили очень голодно. На сам Новый год собирались где-нибудь и слушали по радио обращение Сталина или читали "Правду" вслух. Антирожденственский карнавал 6 января, хотя ничего общего с карнавальным переодеванием, он не имел, все же был более живым праздником: люди собирались, слушали митинг, выкрикивали лозунги, потом были танцы, сожжение елки... В нем было многое от языческого и его любили".

Анна Терентьевна вспоминает, что даже когда в 1935 году запрет на новогодние елки был снят, все очень боялись их ставить в доме, – "А вдруг на самом деле нельзя и за это могут посадить?", – и елки массово стали появляться в домах только лет через пять.

"Первая ель в нашем доме появилась на новый 44-й год, – рассказывает Анна Терентьевна, – Мы жили в доме на окраине Левых Чем (сегодня мкр-н Шлюз – прим.автора), и мама принесла из лесу елочку. Кажется, ей просто очень хотелось праздника и чем-то порадовать нас. Я была маленькой, и испугалась елки, ее темных лап и тяжелого запаха смолы, и долго плакала. Оказалось, у мамы сохранилось много игрушек еще дореволюционных времен – золотистые стрекозы из проволоки, ватные куколки с керамическими личиками и слюдой на платьях, птицы, осыпанные бисером, ангелы с крылышками из настоящих перьев, золотистые орехи и яблоки. По низу ели вешалась бумажная гирлянда из картонных флажков, на которых были нарисованы сказочные персонажи. Мама прикрепила на ветки ели огарки неизвестно как сохранившихся елочных свечей, – свечей с иглой на конце, – зажгла и елка ожила. Я продолжала ее бояться, но к нам постоянно толпами ходили дети "посмотреть на елку" и восхищались, так что вскоре я стала ею гордиться и просила маму ненадолго зажечь свечи для очередного гостя".

Очереди за хлебом и мандарины

"Меня поражает одно: как на Рождество и Новый год мама даже в голодные 50-е, когда были очереди за хлебом, доставала мандарины, – вспоминает старожил ОбьГЭСа Иван Скворцов, – Но эти новогодние мандарины навсегда остались лучшим и главным воспоминанием детства. Мы ложились спать, завязывая на железных шариках на изголовье панцирной кровати маленькие мешочки, а просыпаясь, находили в них 1-2 мандарина, карамельки и даже иногда шоколадные конфеты. Это было счастье! А из кухни, где жарко была натоплена бабушкой печь, уже слышался запах испеченых пирожков. Тогда новогодняя ночь была не такой желанной, как первое утро Нового года: главная радость ждала нас непременно там. Что касается праздничного стола, то самым главным блюдом на нем была печеная картошка и пироги с морковью".

Для детей того времени Новый год начинался в школе – с подготовки елочных игрушек. Купить фабричные стеклянные шары могли не многие, и потому из цветной или раскрашенной красками бумаги делались длинные цепи, а из ваты, намотанной особым способом на проволоку и опущеной в крахмальный клейстер, – мандарины, яблочки, вишенки и морковки с цветным листочком из бумаги.

"Этими игрушками украшалась школа, что, в общем-то и сегодня есть, но главное, что тогда мы готовили много игрушек именно для дома, – говорит Иван Скворцов, – Так мы помогали мамам украсить новогоднюю елку. У большинства детей не было ни одной покупной игрушки, кроме звезды-наконечника, которая была обязательным, чуть ли не политически важным элементом советской елки. А первую электрическую гирлянду дети нашего дома увидели только когда я вырос и завербовался для работы на Севере. Смог купить".

Новый год в новом Академгородке

В первые годы существования Академгородка, во времена активного строительства и безусловного авторитета Науки среди всех занятий и всех интересов, Новый год, вспоминает старожил Академгородка Наталья Притвиц, непременно встречали с научными отчетами, научными конференциями, подведениями итогов научных работ и количества "новоиспеченных" кандидатов и докторов наук и т.д.

Так, в дневниковой записи Натальи Притвиц за декабрь 1960 года значится: "Готовим к новогоднему номеру традиционный материал по итогам года. Год-то, оказывается, был выдающийся — 12 защит! Незаметно, потихоньку недавние аборигены Золотой долины стали кандидатами наук. И уже вполне привычно звучит: лаборатория Титова, лаборатория Минина, лаборатория Кузнецова, лаборатория Бузукова..."

Но это отнюдь не значит, что про веселье на Новый год забывали. Герман Безносов (1940-2007гг) в своей статье "Конкурс красоты и песни свободы в Академгородке" так писал о новогоднем празднике, который готовили сотрудники Института автоматики и электрометрии СО РАН: "К новому 1964 году готовились целый месяц. Изготовили бар в форме дамской туфельки. Марш главной служебной лестницы превратили в "снежную" горку. Зал украсили "старинными" бра и шторами. Сшили бальные карнавальные костюмы и сделали парики и маски. Коллектив института, в основном мужской, пригласил молодых научных сотрудниц из химических институтов".

... Новый год, этот удивительный праздник, новый он или старый, в XXI-м веке он празднуется или в середине 40-х, всегда приносил людям радость и новые надежды...

Татьяна Стефаненко,

Александра Зайцева,

Academ.info


http://timich.ru
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: