12.11.08
NB: Наш маленький Крым... В Крыму тепло. Спускаясь с гор к морю, там стоят древние города Алушта, Гурзуф, Феодосия, Керчь. На этой эллинской земле археологи находят античные полисы, а отдыхающие – ласковое солнце, теплое море и золотистый песок пляжей. Крым – это что-то нереальное, тем более отсюда, из сибирской зимы. И вместе с тем, на карте Новосибирска есть три крымских улицы. Наш маленький Крым, где вместо моря – снег и вместо тепла – снег...
Три улицы Советского района носят совершенно "крымские" названия – Алуштинская, Таврическая и Гурзуфская. Как эти названия оказались на карте Новосибирска? Их принесли крымские татары, спецпереселенцы сталинских времен или подарили хрущевские времена, будто бы взамен самому Крыму, отданному Украине?
Злая ирония
Мысль о том, что человек, давший название "Алуштинская" узенькой маленькой улице на окраине Новосибирска в частном секторе микрорайона ОбьГЭС, обладал недюжинным природным сарказмом, не покидает человека, впервые попавшего в этот проулок, особенно зимой.
По четной стороне стоят дорогие коттеджи, на нечетной ютятся старенькие домовладения с покосившимися заборами и фундаментами, по самые окна опустившимися в землю. Примерно такое же впечатление производит улица Таврическая (единственная на ней достопримечательность – огромный и чрезвычайно красивый "замок" – чей-то коттедж, построенный с большим архитектурным вкусом) и улица Гурзуфская (здесь, пожалуй, достопримечательностью можно назвать ряд типовых коттеджей с огромными, несвойственными Сибири, мансардами).
Эти три улицы – одни из самых тихих в Советском районе. Машины здесь проезжают редко, общественный транспорт проходит вдалеке... Здесь даже собаки не отбегают при виде движущегося автомобиля.
И кто же все-таки мог дать этим, до последнего покосившегося забора – сибирским, улицам крымские названия?
"Крымска волость"
Наша "крымская волость" появилась на карте района в 1958-59 годах. Согласно документам, хранящимся в городском архиве, приказом № 770 городской комиссии по наименованиям 23 июля 1958 года улица Богдана Хмельницкого деревни Левые Чемы стала наименоваться Таврической, а улица Станционная – Гурзуфской. Официальная причина переименования была следующей: дело в том, что в 1958 году образовался Советский район Новосибирска, куда вошла и деревня Левые Чемы (тогда уже наименовавшаяся микрорайоном ОбьГЭС). В деревне многие улицы носили такие же названия, как и улицы Новосибирска, и чтобы не возникло путаницы, улицы ОбьГЭСа было необходимо переименовать.
Через год, приказом № 1297 от 25 ноября 1959 года на карте города появилось еще одно крымское название – улица Алуштинская (до этого небольшая, около 700 метров, улица вообще таковой не считалась – дома на ней стояли только по четной стороне и считались домами улицы Часовой и двух ее переулков).
В официальных документах никакой информации о том, почему улицы получили именно такие названия, не значится.
Солнцечный, ольховый и древнее племя тавров
Улица Гурзуфская носит имя древнего крымского городка Гурзуф. Поселение здесь существовало еще со времен ранней Византии – с VI века – и называлось Горзувиты (или Горзубиты) – этимология топонима до конца не ясна, однако явно слышен индоевропейский корень "Гор" или "Хор", который носит солнечный оттенок (индоарийский и славянский бог солнца — Хорс или Хорос, египетский – Гор).
Имя улице Алуштинской дал город Алушта, который имеет еще более древнюю историю: крепость Алустон, с возведения которой началась жизнь города, датируется V веком нашей эры. Упоминание об этой крепости находим в работах византийского историка Прокопия из г. Кесарии, приближенного императора Юстиниана Великого (527-565 гг.). В сочинении "О постройках", составленном между 555 и 560 гг., Кесариец писал: "... Есть страна или область Дори, где с древнейших времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом (королем восточных готов), направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами, отправляясь с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз, когда императору было то угодно. В военном деле они превосходны. И в земледелии, которым они занимаются своими руками, они достаточно искусны. Гостеприимны же они более других людей".
Откуда пошло название Алустон (Алушта) и что оно означает, никто достоверно не знает. Одними учеными высказывалось мнение, что Алушта – слово греческое (перевод – "немытый", "неумытый", "неумытая"). Однако такое имя для чистого прибрежного морского городка кажется странным, да и известно, что на месте Алушты не было древнегреческих поселений: на греческом местные жители стали говорить лишь в эпоху развитого средневековья, а название Алустон звучит уже в VI в.
Другие же предположили (поскольку на территори Алушты когда-то жили готы), что топоним Алушта имеет германские корни: по-немецки alista/alusta - "ольховый", "ольховая".
Что же касается улицы Таврической, то ее имя основано на древнейшем названии Крыма – Таврида, по наименованию племени тавров, о котором сегодня известно крайне мало – историки говорят, что это был довольно дикий и кровожадный народ. Впервые это племя упоминает "отец истории" Геродот, живший в V в. до н. э. Он указывает ареал обитания, а также передает сведения легендарного характера о некоторых обычаях крымских аборигенов. По этим легендам, тавры занимались грабежами и войнами. Потерпевших кораблекрушение или захваченных в открытом море эллинов они приносили в жертву богине Деве. Тела жертв сбрасывали с утесов или предавали земле. Головы пленных врагов, насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становились стражами жилища.
По поводу происхождения названий "тавры" и "Таврика" существует множество гипотез. Самая распространенная версия такова: греки называли Тавром отдельные гористые местности, в том числе и Крымские горы. Следовательно, тавры – это горцы, жители Тавра (Крымских гор).
Откуда взялись тавры и куда потом исчезли? Тавры сформировались на основе части племен, населявших Крым в эпоху бронзового века. Возможно, они – потомки легендарных киммерийцев, изгнанных скифами из причерноморских степей. Но уже в III в. до н. э. самобытность тавров теряется, они смешиваются со скифами, а потом этот народ и вовсе растворяется в потоке истории.
Романтика сталинизма?
Естественно, не тавры вышли из небытия и назвали улицы Советского района крымскими именами. Не могли это быть и крымские татары, поскольку в Левых Чемах, довольно молодом поселении, их никогда не было. Тогда кто же?...
Современное отношение к сталинским временам не может позволить не вспомнить о сталинских репрессиях и спецпереселенцах: ведь в 1918-1952 гг. множество семей было выслано из Крыма (прежде всего, по национальному признаку). Числился в местах принудительного поселениях высланых и Новосибирск.
По состоянию на 1 января 1953 г., в Новосибирской области числилось 110164 ссыльных. С полуострова Крым среди них значилось только 22 человека (так называемые "одиночки" – одинокие люди, чаще всего мужчины, которых старались сослать как можно дальше от родных мест). В книгах памяти сохранилось упоминание только о двух спецпереселенцах из Крыма, направленных в Новосибирск: Крекер Арон Абрамович (родился в 1897 году в селе Башлыча Тельманского р-на в Крыму, немец, образование высшее. Был сослан по национальному признаку в Сибирь, проживал на станции Инская НСО, работал заведующим кладовой. Повторно арестован 3 ноября 1942 года по обвинению в причастности к антисоветской группе, приговорен Особым совещанием при НКВД СССР 3 июля 1943 года к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирован 26 ноября 1960) и Вакер Генрих Генрихович (Родился в 1900 году, в Евпатории; рабочий, немец. Приговорен в 1941 году по национальному признаку. Выселен вначале в Новосибирскую, а в 1942 году – в Ульяновскую область, где до 15 апреля 1945 года использовался на физических работах и находился под надзором комендатур различных спецпоселений).
Очевидно, что эти люди не могли оказать весомого влияния на топонимику Советского района Новосибирска (тем более, что в те времена было немыслимо, чтобы спецпереселенцы "подали голос" и попросили назвать улицы в память о своих родных местах), хотя названия наших трех "крымских" улиц стали своего рода памятником трагедии спецпереселенцев.
Царский подарок
В 1954 году на весь Советский союз, помпезно и торжественно, праздновалось 300-летие Переяславской Рады (воссоединения России и Украины). Крым тогда стал крайне популярен по всему Союзу – во-первых, люди стали лучше жить и смогли чаще ездить на отдых в Крым (или по-крайней мере, осознанно и уверенно мечтать об этом), во-вторых, статьи, книги о Крыме, праздники в честь Крыма, научные конференции и пр. просто изобиловали в любом городе СССР.
Не стоит, кстати, забывать, что тогда, в 1954 году по решению Никиты Хрущева от 19 февраля 1954 года, Крымская область РСФСР отошла к Украине и стала Крымской областью УСФСР. Это был по истине царский подарок, имевший последствия на десятилетия (а, возможно, и на долгие столетия) вперед.
Празднества не утихали долго. Возможно, именно поэтому в 1958-1959 годах городская комиссия по наименованиям дала улицам ОбьГЭСа крымские названия.
Крым уже давно не "наш". Зато у нас, жителей Советского района Новосибирска, есть три крымские улицы – на память. Толи о советском теплом счастье отдыха в Феодосии или Евпатории, толи о подарке Хрущева и большой политике, толи о таврах, которых никогда не было в Сибири.
При написании материала использовались данные из монографий: В.Н.Земсков. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльнопоселенцы, ссыльные и высланные (Статистико-географический аспект), П.Полян. Не по своей воле : История и география принудительных миграций в СССР; архивные данные из Книг памяти Новосибирской и Ульяновской областей; документы из Новосибирского городского архива.
Автор благодарит за помощь в обработке материала Яну Михальскую
Тася Гончарова