ТимыЧ |
Дата: Понедельник, 15.09.2008, 17:57 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline |
(История улиц Новосибирска)
Невероятно, но чуть больше полувека назад на месте остановки автобусов "Улица Арбузова" была окраина деревни Чербусы, во дворе дома по улице Вяземская, 5 – деревенское кладбище, а панельных многоэтажек и в помине не было. Откуда появилась деревня Чербусы, как она развивалась и разрасталась, расскажет проект "Nota Bene".
Чувашская береза
Деревня Чербусы располагалась между нынешними улицами Полевая и Арбузова. Ее рождение датируется 1925 годом, когда в морозную и хвойную тайгу прибыли первые переселенцы из Поволжья: кто спасался от голода, кого сослали. В основном это были чуваши и несколько татарских и мордовских семей. Самые первые переселенцы русским языком владели плохо, общались на чувашском и татарском. Отсюда и "народное" название деревни "Чербусы", официальное имя – "Березовый лог".
По одним источникам, имя Чербусы дал деревни один из первых поселенцев, который приехал из деревни с таким же названием, сроднив, таким образом, холодную Сибирь с родной деревушкой. По другим сведениям – дословный перевод. Ведь "чербус" с чувашского значит "белая береза". А кругом был лес и болота, и через всю деревню шел лог, по дну которого текла речушка. Сейчас она упрятана под железобетонными плитами в трубу под улицей Демакова, но кое-где течет маленькими ручейками по поверхности.
Шестьдесят дворов в пять рядов
Земледелие и скотоводство – основная работа и досуг жителей. Уже позднее эти занятия окончательно оформились в колхозы с палочками и трудоднями. Первая техника появилась в пятидесятые годы – трактор, а имя первого тракториста: Нестеров Иван Васильевич. Он в минуты отдыха читал коллегам газеты на русском языке, а потом разъяснял непонятное на чувашском.
Жилой район насчитывал всего 60 дворов, которые с 1955 обозначались улицами: Полевая, Пасечная, Буранная, Буранный проезд, Безымянный тупик. Двери домов не закрывали, а только подпирали палкой – это был знак для гостей: хозяев дома нет.
В Чербусах была только начальная школа, потом доучивались в нижнеельцовской школе.
"Топорный" дом и в поле "роддом"
В Чербусы сослали бабушку Валентины Кузьминичны Федоровой, с ней приехала и мама Татьяна – нигде больше ее не ждали, а отца забрала война. Жили бедно, отношения со свекровью не складывались: "Помню, как бабушка маме сказала: "Сын не вернулся с фронта, и ты нам не нужна"".
Долгое время Татьяна Федорова с двумя маленькими девочками жила в бане у одной женщины. Потом собственными силами худо-бедно "поставила" небольшой домик "из-под топора", его, как могли, утепляли, крышу застилали дерном, но зимой вода в доме замерзала даже в кружках.
Жили очень голодно, особенно запомнился 1947 год. Был неурожай, а с войны не вернулись многие "хозяины и кормильцы". Государство оставило только самый минимум – не умереть с голоду. "Как-то мы с мамой пошли в колхоз собирать гнилую картошку, какую находили, целой, без соли и хлеба ели, – рассказывает Валентина Федорова. – Мы опухшие были от голода. В доме ничего не было, даже стульев и вилок. Спали на соломе. Мама постоянно нам всю еду отдавала, сама не ела. Я ее всегда жалела и с восьми лет помогала ей в поле заработать хотя бы триста грамм хлеба".
Достаток в деревни был разный, кто-то жил лучше, кто-то хуже. "Подруга была у меня. Они жили получше нас, не голодали. Бывало, соберемся с ней в школу, а я жду на улице, пока она есть хлеб с маслом. Как-то она вдруг говорит: "Ой, а у меня что-то усы растут". А я ей в шутку: "Ну, ты же ешь хлеб с маслом, вот и растут, а у меня ни масла нет, ни хлеба нет, вот и усов нет". "Хочешь, – говорит подруга, – я тебе дам – мне надоело", – продолжает рассказ женщина.
Расцвет деревни пришелся на 50-е годы. К тому времени в Чербусах появилась амбулатория, клуб, детский сад и пекарня. Раньше же такой роскоши чербусинцы не видели, все лечились самостоятельно. К примеру, младшая сестренка Валентины Федоровой родилась в поле, когда жали рожь, а тетушка в течение недели умирала от аппендицита – медицина была далеко.
Чербусы – Юнгородок – "Щ"
А потом началось строительство Академгородка. "Когда на стройке работала, долго не могла понять, что такое выходной, работала чуть ли не во все смены и всегда повторяла: "Да я же не устала!". С первой зарплатой даже не знала, что делать", – с улыбкой рассказывает Валентина Кузьминична. Спустя несколько лет стало известно, что часть заработанных Валентиной денег делили между собой в бухгалтерии, а потом еще наивной девушке в шутку морочили голову уголовным сроком за сломанную лопату, а за трудолюбие называли "ведьмой".
Во время стройки в каждом доме жили квартиранты – семьи строителей, которые начали строить первые щитовые дома, давшие название микрорайону "Щ". "Юнгородок располагался на месте Военного училища и школы № 190, тогда это была окраина деревни, – вспоминает Любовь Михайловна Тростенцова. – Это был настоящий город с одноэтажными бараками и мужскими общежитиями. Женское общежитие располагалось на месте нынешнего проспекта Строителей". Юнгородок снесли в 1962-63 годах, и началась история микрорайона "Щ". С рождением нового микрорайона объявлялись конкурсы на название улиц, в числе победителей были: братьев Игнатьевых, Крейсерская, Крондштатская, Тираспольская, Истринская, Щитовая. Позже появилась Российская, Солнечногородская, Рубиновая и Героев Труда.
В 1981 году деревню Чербусы начали сносить, а жителей переселять в новый многоэтажный дом № 16, по улице Арбузова. Последний дом, по адресу проезд Буранный № 9, где проживал с семьей Нестеров Иван Васильевич, исчез в 1983. Он стоял недалеко от дома № 11 по улице Полевая.
"Отправиться в Чербусы"
Все, что осталось от Чербусов сегодня – тонкий ручеек и кладбище, да выражение "отправиться в Чербусы", которое стало афоризмом.
Кладбище находилось на окраине деревни, недалеко от колхозных полей. Оно было небольшим. Если проектировать на сегодня, то это двор дома № 2 по улице Вяземской, школы № 163 и гимназии № 6.
На этом кладбище похоронена была бабушка и сын Валентины Федоровой. Своих родных она перезахоронила: "В земле еще остались те, кого не перенесли. Например, девушка Рая, которая угорела, ее мама – родственников не осталось, так они до сих пор там покоятся".
"Жители неоднократно обращались в администрацию Советского района с просьбой перенести кладбище на другое место, но этот вопрос положительно так и не решился. В березовой роще еще долго можно было видеть старушек, ухаживающих за сохранившимися могилками. В ходе строительства школ и жилых домов могилы были снесены", – вспоминал один из жителей деревни Федоров В. П. (из архивных документов музей истории микрорайона "Щ").
Раньше кладбище "беспокоило" умы и фантазию людей больше, чем сегодня. Особенно школьников, которые рады были придумывать новые мистические истории, факты и рассказывать байки. "Когда мы перешли в старшие классы, нам начали травить байки про кладбища. Их основы шли от учителя английского, ведь на Хэллоуин надо было чем-то пугать. Говорили, что кладбище никуда не увозили и школа так и стоит на могилах и ночью по коридорам ходят мертвецы, – вспоминает выпускница гимназии № 6 "Горностай" Ася Чехович. – Она нам рассказывала, как однажды задержалась в школе допоздна, стояла у окна, которое выходило на недостроенный бассейн и кусты, и видела кресты. Сегодня среди школьников об этом никто не знает, это было актуально лет пять-семь назад. Сейчас сменился преподаватель, прошло время".
Учителя соседней школы № 163 часто жаловались на головную боль. "Когда приходили в школу ее строители, мы задавали вопрос бригадиру Глушкову Владимиру Ивановичу: "Знаете, у нас учителя часто жалуются на головную боль и считают, что происходит это из-за того, что здесь кладбище". Но все строители уверяли, что школа построена не на кладбище, а рядом. Когда рыли котлован, не нашли ни одного черепа", – призналась Надежда Степанова, преподаватель школы № 163.
Многие жители уверяют, что дома и школы строили не на кладбище, а рядом. Сами же могилы стоят в березняке, соседствуют с покореженными спортивными снарядами, сломанными скамьями и сухой травой. Говорят, что в некоторых местах холмики видны и по сей день
Сначала был Березовый лог, потом колхоз им. Кирова, колхоз им. Свердлова, Чербусы, сейчас на этом месте микрорайон "Щ", часть Советского района и большого города Новосибирска. Сегодня засыпан ров, нет больше озера, находившегося недалеко от деревни, исчезли болота. Мало кто вспомнит, что улица Полевая находилась на нечетной стороне теперешней улицы Демакова, а самый крайний дом деревни стоял там, где сейчас находится остановка автобусов "Демакова". За ней до сих пор растет тополь, посаженный жительницей дома Соловьевой. А еще, Чербусы-арбузЫ… созвучны друг с другом эти слова…
ч/б фото из домашнего архива В. К. Федоровой и архива музея истории микрорайона "Щ", карта – ДубльГИС
Екатерина Унгур, Новости Академгородка Academ.info
http://academ.info/?pid=news&id=9520
http://timich.ru |
|
| |