Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СТАНЦИЯ СЕЯТЕЛЬ
ТимыЧ Дата: Вторник, 19.08.2008, 11:05 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline

NB: Сельскохозяйственная станция

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Гремят товарные составы, мелькают занавески в пассажирских поездах, проносятся легкие электрички. Деревянный вокзал на Сеятеле следит за этим движением уже 80 лет. Проект Academ.info Nota Bene расскажет о единственной железнодорожной станции в Советском районе.

Но начнем издалека. 1 июня 1912 года рабочие приступили к строительству одной из самых крупных частных дорог в Сибири – Алтайской железной дороги, которая связала Новониколаевск с Барнаулом и Семипалатинском. Первая станция новой ветки носила такое же название – Алтайская (сейчас Новосибирск Южный). Помимо кирпичного здания (а в тот момент это был единственный, полностью сделанный из камня вокзал для пассажиров), на станции располагались паровозное депо и склады.

Возглавлял строительство АЖД Григорий Моисеевич Будагов (1852 – 1921), инженер, один из руководителей возведения моста через Обь, известный также как родоначальник благотворительности в нашем городе. Когда строили мост через Обь, в поселке Александровский (в 1895 переименован в Новониколаевский) насчитывалось до 5000 человек жителей. Необходимые спутники пришлого населения – пьянство и картежная игра поглощали большие суммы, зарабатываемые на железной дороге. Литейный, отстоящий от поселка в 2-х верстах, торговал от 8 до 9 тысяч рублей в месяц, всего около ста тысяч рублей в год и на каждую, даже детскую, душу приходилось пропитых денег по 20 рублей в год. Такое положение дало свои результаты; кражи, грабежи и убийства не заставили себя ждать. Малочисленная полиция, которая содержалась на частные средства, была бессильна оградить жителей от хулиганов. Тогда по инициативе Будагова были выстроены и организованы на средства по подписке народная читальня, театр и школа для детей строителей железной дороги. Посещение читальни с туманными картинками, по свидетельству "Томского листка", привлекало от 100 до 200 человек на каждое чтение. Театр вместимостью от 200 до 250 человек в первое время всегда был полон зрителей.

Во время прокладки путей Алтайской железной дороги были поставлены казармы, которые были названы поселком Тридцать первый километр, так как находился он на тридцать первом километре от вокзала Новосибирск Главный. Сейчас в поселке восемь дворов: четыре дома четырехквартирных, двухэтажных и четыре частных на две семьи.

Регулярное движение на алтайском направлении открылось 21 октября 1915 года, значительно раньше намеченных сроков. Окончательно работы завершились в 1916. В Новосибирск пошли хлеб, масло и лес, сильно повысившие значение города как торгово-распределительного центра.

Но не только алтайские села снабжали Новосибирск продуктами. В 20-е годы этим занималась коммуна "Сеятель", основанная в 1917-1918 гг. на берегах реки Зырянки. Вполне вероятно, что добрались сюда молодые коммунары именно по новенькой железной дороге. Коммуна занималась сельским хозяйством, скотоводством, рыболовством. Ее члены жили в общежитии, питались в общей столовой. "Для детей, например, ставили одну большую чашку, – рассказывала Валентина Васильевна, девочкой недолго жившая в коммуне. – Работали, конечно, много. Вставали на рассвете, домой возвращались, когда стемнеет. Но когда коммуна через 2 года распалась и скот поделили, некоторые хозяйки жаловались, что надо ухаживать за своей коровой. Раньше забрал положенное молоко – а теперь самим доить приходилось".

В середине 20-х на месте коммуны был организован колхоз. Имя "Сеятель" перешло ему по наследству. А несколькими годами позже – в 1928 – там, где оно стоит и сегодня, было построено одноэтажное деревянное здание вокзала на новой железнодорожной станции. Ее назвали так же – Сеятель. Уже в 50-е, когда проводилась государственная политика, направленная на укрупнение колхозов, "Сеятель" объединили с ельцовскими колхозами "Труд", "Заря", "XVIII Партсъезда" и с бедным Чербузинским колхозом. Объединенное хозяйство стало называться колхозом "Заря".

Согласно коротенькой справке в книге, рассказывающей о вокзалах Западно-Сибирской железной дороги, вокзал на станции Сеятель в плане П-образной формы, его общая площадь 218 кв.м. Расчетная вместимость 25 пассажиров. В среднем ежегодное обслуживание пассажиров составляет около 475 тыс. человек. Установленная скорость движения грузовых поездов по станции Сеятель в 1970, 1990, 2006 годах составляла 80 км/час и в настоящее время не изменилась. Грузонапряженность по главному двухпутному железнодорожному пути станции распределилась таким образом: 1970г. – 63,2 млн т км брутто/км в год; 1990г. – 78,8 млн т км брутто/км в год; 2006г. – 40,6 млн т км брутто/км в год.

"Когда мы собирали информацию для книги, то смогли очень мало узнать о Сеятеле. Этапом ссылки для революционеров он не был, крупные советские деятели здесь не останавливались, ничего примечательного не происходило, – пояснила директор Музея истории Западно-Сибирской железной дороги Елена Мальцева. – Возможно, какая-то информация есть в архивах в Петербурге, только кто будет этим заниматься?"

Сегодня вокруг Сеятеля могли бы быть дачные поселки, но в конце 50-х, когда рядом началось строительство Новосибирской ГЭС и Академгородка, станция получила новое развитие. И только ее название напоминает, что полвека назад в Советском районе вели сельское хозяйство.

Алена Правдина,

специально для Новостей Академгородка Academ.info

Фотография ТимыЧа

http://academ.info/index.php?pid=news&id=9398

Прикрепления: 7577997.jpg (112.9 Kb)


http://timich.ru
 
SS Дата: Суббота, 24.10.2009, 21:19 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Примерно до 90-х г. бревенчатые стены вокзала снаружи не были ничем обшиты. Смотрелось очень калоритно. Сейчас весь шарм утрачен. Спасибо хоть, что не обшили пластковым сайдингом! Они могли.

И еще, раньше над путями висели таблички с указанием их номера. Путей было больше, т.к. часть была ликвидирована при строительстве музея ж.д. транспорта.

Интересно, что на этом иесте было в 1915-1928 гг? Разъезд №2?

Кстати, помимо вокзала, частных домиков и барака у вокзала у северного конца станции имеется касенный дом в стиле "модерн", явно относящийся к времени постройки железной дороги. Вместе с парой подобных домов (Нижняя Ельцовка и Казарма 31 км) и бетонными тонеллями под путями он, очевидно, является старейшим сооружением в городке.

Сообщение отредактировал SS - Воскресенье, 25.10.2009, 06:44
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: