Новосибирский Академгородок производит впечатление очень практичного района, не обремененного какими-то байками и городскими легендами. Ведь здесь обитают ученые, которые не верят в призраков, домовых и злой рок, а, если и поверят, то только когда экспериментально докажут. Но в действительности обилие исследовательских институтов и научных разработок порождает такое количество мифов и легенд, какое порой не придумать ни одному писателю-фантасту. Легенды Академгородка имеют мрачный оттенок и сводятся, в основном, к печальным последствиям исследований, мистической силе заброшенных военных и научных объектов и к сошедшим с ума ученым. Здесь нет камней, прикосновение к которым якобы приносит счастье, нет живительных источников. Есть только места, где, согласно поверьям местных жителей гибнут, сходят с ума или просто убегают в страхе. Здесь есть люди, вызывающие недоумение, отвращение и ужас. Здесь ходят слухи о ядерных взрывах и гибели человечества.
Одна из самых распространенных сказок гласит о том, что Морской проспект, одна из центральных улиц Академгородка, спланирован так, чтобы после ядерного удара пыль по нему, как по трубе, сносилась ветром. Впрочем, местные, говоря об этом, нисколько не задумываются, кому и зачем нужно было прокладывать улицу по такому принципу.
Дарья Влаханова живет в Академгородке уже 20 лет, и легенд о нем слышала немало.
- Ученые попытались вырастить где-то в окрестных лесах дерево с зачатками разума и при этом способное жить в любых условиях. Дерево у них получилось раза в два выше и раз в шесть толще обычного, - делится преданием Дарья Петровна. - При этом ветви у него росли, почему-то вниз, да еще и сгибаясь под прямым углом. Однако хуже всего было то, что дерево было живое, разумное и агрессивное. С места оно не двигалось, но хватало ветками все, что было в пределах досягаемости. Половину ученых, которые выращивали дерево, оно быстро ликвидировало. Остальные убежали, а позже попытались его срубить. Но дерево не поддавалось, ни топору, ни огнемету. Против результата неудачного эксперимента пытались применять войска, но безрезультатно. По легенде, оно и сейчас растет, а однажды, пока дерево спало, кто-то намалевал на стволе белой краской три шестерки, как предостережение.
Впрочем, бывший биолог, а ныне пенсионер Михаил Астахов говорит, что это предание просто лишено всяких оснований: «Слишком уж фантастично это выглядит, - улыбается Михаил Иванович. - К тому же, я неплохо знаю леса вокруг Академгородка. Ничего подобного там не растет, я бы заметил».
Кроме исследовательских институтов, есть в новосибирском Академгородке и университет. Студенты вообще народ суеверный и склонный придумывать всякие страшилки, а тут под рукой столько всего загадочного. И, пожалуй, самая известная студенческая байка Академгородка – история о дяде Мише.
Дядя Миша, он же дед-говорун, он же «граммофон» - местный бомж, который шатается вокруг студенческой столовой. Он лыс, небрит, горбат и производит крайне неприятное впечатление. Ко всему этому следует добавить, что дядя Миша – сумасшедший. Он постоянно что-то быстро и неразборчиво говорит себе под нос, из всей его речи удается разобрать лишь отдельные обрывки. Относительно того, как дошел дядя Миша до жизни такой, и ходят в студгородке легенды.
Студентка НГУ Анастасия Аникина рассказывает самую экзотическую из них: «Когда-то он был ученым, выдающимся физиком и математиком и занимался тем, что пытался вывести формулу продолжительности жизни, - говорит Анастасия. - Формулу он вывел, проверил на себе, и получилось, что он умрет на следующий день. Он, конечно, не умер, но сошел с ума. С тех пор так и живет возле столовой и питается объедками».
Впрочем, большинство студентов, и сама Настя в том числе, склонны верить более прозаической версии, согласно которой на глазах у дяди Миши погибла вся его семья. Это стало для него слишком сильным потрясением. Возможно, он, действительно был ученым. По крайней мере, до сих пор ходит слух, что студенты-физики перед сессией подходили к дядей Мише, договаривались как-то, и он решал им самые сложные задачи. Но только на бумаге. Быстро писал, считал в уме, выводил правильное решение, но объяснить ничего не мог.
Богат Академгородок и на странные заброшенные здания и сооружения. К примеру, на берегу Обского водохранилища стоит вышка. Это высокое строение из железных балок, на которое часто забирается местная молодежь. Рассказывают, что отсюда не раз падали и разбивались насмерть люди, что это место, где произошло множество самоубийств.
Еще одна достопримечательность Академгородка - любопытная «бочка» в здешнем Ботаническом саду.
- Вообще-то это огромная круглая цистерна, раньше служившая хранилищем каких-то жидкостей, - говорит студент Иван Контарев, не раз совершавший походы к «бочке». – По слухам, здесь собираются сатанисты. В «бочку» легко залезть и нетрудно вылезти. Говорят, что если забраться в бочку одному, начинаешь чувствовать животный, неудержимый страх и не сможешь просидеть там больше пяти минут. А если вдвоем или компанией, то ничего подобного нет. О страхах не знаю, один я в бочке не был. С компанией мы там сидели несколько раз. Там акустика хорошая, очень весело петь под гитару.
Но, конечно, самая популярная байка – та, в которой говорится о подземном городе. Есть якобы под Академгородком огромная сеть тоннелей и катакомб, в которых постоянно живут и работают ученые. Города, конечно, нет, но под Верхней зоной, действительно, много тоннелей, коридоров и бомбоубежищ. Местные жители рассказывают, что входы находятся прямо в подвалах домов и, если войти в одном доме, можно выйти в другом. А от университета, по слухам, можно дойти под землей до Дома Ученых – чуть ли не через половину Академгородка.
Однако есть ли какой-то прок жителям Академгородка от таких легенд? «Любая интересная легенда - украшение любого города, из них складывается имидж, неповторимый ореол, мистика места. И Академгородок в этом плане обладает действительно очень богатым потенциалом, - комментирует такие слухи Дмитрий Петров, управляющий партнер агентства маркетинговых коммуникаций «B-52». - Другое дело, что надо эти легенды транслировать, подпитывать и делать привлекательными как для самих жителей, чтобы они гордились ими, так и во внешний мир, делая это место привлекательным, цитируемым и окутанным ореолом тайн.
Способы трансляции самые разные: наверняка имеет смысл делать группам академовских активистов какие-то перфомансы, праздники, организовывать интересные экскурсии по небанальным местам. Есть путь, которым пошел Михаил Веллер, рассказав о Петербурге в сборнике «Легенды Невского проспекта». Путей множество, и все они могут сделать Академгородок одним из популярных мест планеты, а также принести какие-то материальные дивиденды».
Алексей Стрелец