Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Город - будет, саду цвесть!
ТимыЧ Дата: Среда, 06.08.2008, 15:46 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline
Город - будет, саду цвесть!
(Советская Сибирь, 1957, 29 декабря)
О строительстве научного городка Сибирского Отделения Академии наук СССР рассказали: директор института «Новосибгорпроект» БОРИС ГРИГОРЬЕВИЧ СИГАЛ, начальник Управления капитального строительства Сибирского Отделения Академии наук СССР ГРИГОРИЙ ДАВЫДОВИЧ ЧХЕИДЗЕ.

Путешествие по Бердскому шоссе
Вам, наверное, не раз приходилось проделывать этот путь. Машина идет по Большевистской улице Новосибирска - мимо цехов завода «Труд», мимо сельскохозяйственного института, мимо серой громады элеватора. Вот и трамвайное кольцо на берегу извилистой речушки Плющихи. А чуть подальше кончаются городские дома, и под колеса побежал асфальт шоссе Новосибирск - Бердск - Искитим. Узкой лентой тянется он - то вдоль железнодорожной насыпи, то среди леса, то по степи. Непрерывным потоком идут встречные автомобили. Узким, очень узким становится старый тракт для все растущего движения!

Сегодня мы приглашаем вас в необычную поездку. Это совсем близко, времени займет немного. Но по пути мы заглянем на несколько лет вперед. Итак, Бердское шоссе. К тому времени оно преобразится. Две бетонные полосы шириной по семь метров, будут предназначены каждая для одностороннего движения транспорта. Их будет разделять четырехметровая лента зеленых насаждений. Таким образом, ширина всей магистрали вместе с обочинами превысит двадцать метров. Разумеется, для этого понадобится провести прежде всего большие земляные работы. Это и будет сделано. Правда среди строителей есть пока разногласия: как лучше осуществить это - намывом или подсыпкой? Но так или иначе задача будет решена. А вот и река Иня. Рядом с существующим железнодорожным мостом здесь вырастет другой: шоссейный, открытый для движения в обоих направлениях, с повышенной грузоподъемностью.

Стройка началась
С шоссе мы сворачиваем влево, минуем небольшой тоннель под железнодорожной насыпью и попадаем на территорию, отведенную для строительства научного городка Сибирского Отделения Академии наук. Первыми, как и всегда, обживают новое место строители. Несколько дощатых домиков, сколоченных прямо на тракторных санях, над одним из них на тонкой жердочке - флаг. Это контора, штаб строительства. Кругом снег. Картина чем-то напоминает знакомые фотографии полярных станций. Впрочем, это только первое впечатление, которое скоро исчезает: уж очень много народу вокруг, уж очень часто снуют по площадке грузовые машины. Строители в первую очередь возводят постоянный поселок для себя. Работа в будущем предстоит немалая, длительная, и создание надежных жилищ для строителей - это своего рода «рычаг», позволяющий успешно и в срок возвести главные объекты. Вот уже вырисовываются контуры длинной постройки. Она пока еще без крыши, в коридорах лежит утоптанный снег, но двое рабочих уже прилаживают дверь.

- Глубоко промерзло? - спрашивает главный инженер дирекции строительства городка Вячеслав Никанорович Климов у рабочего, который долбит твердый грунт.

- С метр будет, - отвечает тот. Сроки поставлены сжатые, и работа не может остановиться. В нескольких километрах от поселка строителей экскаватор, тяжело поворачиваясь, роет котлован под здание будущего института гидродинамики. Один за другим отъезжают груженные коричневой землей самосвалы. А в это время бульдозер, ползая по дну ямы, «отпихивает» далеко в сторону огромные комья смерзшегося грунта.

Первые страницы истории
Научного городка еще нет. Но у него уже есть история, вернее, первые ее страницы. Чтобы заглянуть в них, не приходится забираться далеко в прошлое. Первая дата - май этого года, когда академики М.А.Лаврентьев и С.Д.Христианович выступили с предложением: создать в Сибири мощный центр передовой науки, который обеспечивал бы научное освоение неисчерпаемых богатств восточных районов страны - от Урала до Тихого океана. Высшие партийные и правительственные органы одобрили это предложение, в июне было принято соответствующее постановление президиума Академии наук СССР. В этом постановлении, в частности, сообщалось, что президиум Академии согласился с предложением комиссии, образованной Новосибирским обкомом партии, относительно выбора места под строительство городка. Участок действительно отвечал всем требованиям: недалеко от Новосибирска - одного из крупнейших экономических центров Сибири, прекрасные природные условия - берег Обского моря, живописный рельеф, обилие леса.

В начале июля в качестве генерального проектировщика был утвержден институт «Новосибгорпроект». Отдельные стороны проектирования были поручены кругу других организаций. На московский институт «ГипроНИИ» было возложено осуществление проектов научно-исследовательских институтов. «Теплоэлектропроект» разрабатывает вопросы теплоснабжения городка: «Сибгипротранс» занимается проектами канализационной сети и водоснабжения.

В процессе разработки проектные материалы по городку демонстрировались на юбилейной сессии Академии наук СССР в Москве. С ними знакомились, высказывая советы и пожелания, крупнейшие ученые нашей страны. В высшей степени полезные указания дали проектировщикам ведущие специалисты Государственного комитета по делам строительства Совета Министров СССР. Ценные замечания сделал ознакомившийся с проектом Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев.

Проектировщики и строители работают в тесном контакте. Одна из главных задач, стоящих перед ними сегодня, - это создание вокруг городка необходимой производственной базы: предприятий по изготовлению строительных материалов и полуфабрикатов. Уже почти закончен строительством полигон железобетонных конструкций.

Одновременно с проектировщиками и строителями на территории будущего городка активно трудятся изыскательские партии. Большую и важную работу провела группа инженеров-гидрогеологов во главе с С.Д.Бейромом. Они исследовали подземные воды. Разрабатываются два варианта, снабжения городка питьевой водой: из Оби и за счет источников, скрытых в недрах земли. Какой из этих вариантов выгоднее, экономичнее - покажут расчеты. «Наш городок», - уже теперь можно слышать эти, слова на деловых совещаниях, на строительной площадке, в дружеских беседах. Но это уже не история, а сегодняшний и завтрашний день стройки.

Красота без подпорок
Каким же все-таки будет он, этот городок, о котором думает сейчас так много людей самых различных профессий? На этот вопрос можно ответить кратко. Город будет, во-первых, красив и, во-вторых, максимально удобен для жителей. И третье качество, отнюдь не противоречащее двум первым: он будет скромен. Мы должны сразу огорчить поклонников тяжеловесных колоннад и пронзительных шпилей: жилые дома будут сооружаться исключительно по типовым проектам, а здания институтов - либо по типовым, либо по повторным.

Значит ли это, что городок будет безликим или однообразным? Отнюдь нет! «Красота не нуждается в подпорках», - говорят проектировщики. И с ними нельзя не согласиться. Все постройки городка будут отличаться строгостью и благородством пропорций, будут хорошо сочетаться с местностью. Фасады зданий будут выкрашены в светлые, ласкающие глаз тона. В отношении высоты предпочтение отдается трех-четырехэтажным постройкам. В качестве стеновых материалов будут использованы, кроме обычного кирпича, газобетон, керамзит. Это придаст зданиям легкость, прочность, нарядный внешний вид. И главное - ускорит и удешевит строительство.

В городке будет много зелени. Ведь из тысячи двухсот с лишним гектаров, отведенных под строительство, около шестисот занято лесными массивами и рощами. Большая часть из этого зеленого богатства будет сохранена, превратится в лесопарковую зону, в отдельные сады и скверы. Кстати, в значительной мере именно этим обусловлено то обстоятельство, что проектировщики положили в основу своей работы так называемый метод свободной планировки. В городе будет только одна прямолинейная магистраль - главная. Точнее, она будет состоять из трех прямых отрезков, соединенных в виде буквы «П», и с трех сторон охватит основную часть городка. Приблизительно от середины ее, там, где предполагается возвести здание Дома ученых, будет сделано ответвление в центр городка. Остальные же улицы могут называться «улицами» лишь условно. Это будут скорее аллеи. Встретится на пути такой аллеи небольшой лесок - и она аккуратно обогнет его. За каждым поворотом пешеходу будут открываться новые и новые красивые пейзажи. Большого движения транспорта здесь не предусматривается - в городе науки должна, по возможности, стоять тишина. И поэтому свобода планировки не создаст никаких неудобств.

Если мы въедем в будущий городок по главной магистрали со стороны поселка строителей, то по обеим сторонам дороги (главным образом, слева) мы увидим прячущиеся в зелени институтские здания. Большая зеленая полоса будет отделять их от жилого массива. Резкий поворот на юго-запад - и перед нашими глазами возникает прекрасная перспектива с видом на Обское море...

На южной границе участка протекает небольшая речка Зырянка - вроде хорошо знакомой новосибирцам Каменки. Залесенная пойма Зырянки очень красива. Запрудив речку в одном-двух местах, строители создадут здесь небольшое водное зеркало, и эти места станут еще живописнее.

Каждому - отдельную квартиру
Красота природы и плоды человеческого труда будут счастливо сочетаться в комплексе научного городка, определяя его внешний облик. Но ведь известно, что одних красивых пейзажей мало для того, чтобы жители чувствовали себя действительно «как дома». Создатели городка много думают над тем, как обеспечить населению максимальные бытовые удобства. В их разговорах можно услышать иногда такое выражение, как «коэффициент семейности». Странное сочетание, не правда ли? Но градостроителям ни в коем случае нельзя забывать о существовании этого коэффициента. Надо учитывать, что почти у каждого жителя города есть семья, - и только из этих расчетов можно планировать размеры жилого фонда. В академическом городке не будет покомнатного расселения. Каждая семья получит квартиру - пусть иной раз и небольшую, но отдельную.

Весь жилой массив городка будет поделен на микрорайоны. В каждом из них намечено создать необходимый комплекс обслуживающих предприятий и учреждений: продуктовый и промтоварный магазины, почтовое отделение, всякого рода ателье, столовые, парикмахерские...

Жителям городка не придется иметь дело ни с печками, ни с керосинками, ни даже с электроплитками. Все дома будут теплофицированы и газифицированы. И не беда, что вокруг Новосибирска не открыто пока источников природного газа - газовое топливо будет доставляться сюда в жидком виде.

Предусмотрено и внутреннее убранство жилищ. Для городка проектируется специальная мебель - такая, чтобы по своим размерам и форме она как можно лучше гармонировала с габаритами и пропорциями комнат.

Не забыты самые юные обитатели городка. Намечено построить детские сады, ясли, школы, в том числе одну музыкальную школу и одну школу-интернат.

Это будет завтра
Сроки строительства научного городка очень сжаты: первая очередь его должна вступить в строй через три года. Но сейчас, накануне новогоднего праздника, особенно интересно было бы поговорить о том, что будет сделано строителями в ближайшем, 1958 году.

За этот год должны вырасти корпус института гидродинамики, часть жилого фонда, необходимый минимум предприятий коммунального обслуживания. Должны быть заложены фундаменты институтов технической физики, геологии и геофизики, цитологии и генетики. Предстоит возвести теплоэлектроцентраль.

Для выполнения этих работ нужно решить ряд вспомогательных задач. Во-первых, необходимо создать производственную базу - комплекс предприятий по производству строительных материалов. На это пойдет свыше половины всех ассигнований, отпущенных на 1958 год. Во-вторых, сложность предстоящего года заключается для строителей в том, что надо полностью провести и завершить значительную часть работ по так называемому «нулевому циклу». Нулевым циклом строители называют все, что находится ниже цоколя зданий: водопровод, сеть газификации, телефонные кабели, канализация.

Новинкой в организации подземного хозяйства будет здесь то, что все оно, за исключением труб канализации, сосредоточится в одном магистральном тоннеле. В тоннеле будет гореть свет, по нему сможет пройти человек. Какие это сулит выгоды? Малейшая неисправность может быть тотчас же обнаружена. Для ее устранения не придется раскапывать улицу, добираясь до поврежденного места: все будет на виду.

К работам «нулевого цикла» тесно примыкает проблема создания внутренних коммуникаций - благоустроенных дорог на территории городка. Человеку, который посетит строительную площадку, будет трудно представить, что в конце 1957 года дороги для машин прокладывали здесь бульдозеры, разгребая глубокий снег...

* * * * *
Может быть, на этой странице слишком часто, с точки зрения литературного стиля, повторяется слово «будет». Что поделать, таков закон нашей жизни. И если советский человек говорит «будет» - это значит, скоро услышим: «Есть!».

Только цифры
На строительство объектов Сибирского отделения Академии наук СССР в 1958 году ассигновано 290 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ, в том числе на строительные работы по научному городку в Новосибирске - 200 миллионов рублей.

* * * * *
Для реализации этой программы ежедневно должны выполняться работы в среднем на 600 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. Если же учесть, что условия стройки в различное время года неравномерны, то для летних месяцев эта цифра вырастет до МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ В ДЕНЬ.

* * * * *
«Зеленая зона» научного городка будет занимать площадь в 350 ГЕКТАРОВ при общей площади участка в 1.260 ГЕКТАРОВ. Предприятия Новосибирской, Кемеровской, Омской областей и Алтайского края должны поставить строительству в течение 1958 года 40 МИЛЛИОНОВ КИРПИЧЕЙ, из них на нашу область приходится 25 МИЛЛИОНОВ ШТУК.

Источник: Советская Сибирь. - 1957. - 29 декабря (N 302). - С.3.


http://timich.ru
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: