Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
NB: Тот, который строил Академ
ТимыЧ Дата: Четверг, 28.10.2010, 09:33 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5027
Статус: Offline
Известное дело: основатель Академгородка – академик Михаил Лаврентьев, и его значение для Городка умалить невозможно. Но если пройтись по улице и спрашивать прохожил, кто такой Николай Иванов, мало кто скажет «это тот, кто построил Академгородок». А ведь именно он руководил постройкой большинства зданий, в которых мы живем, отдыхаем и работаем сегодня.

Академгородок настолько прекрасен и гармоничен, что, кажется, институты, улицы и дома, обрамленные лесом, стояли тут испокон веков. Но, конечно же, это не так. Когда в 1957 году прибыли первые строители Академгородка, тут был лес. И поле.

Первые три года руководили масштабным строительством Леонид Губанов и Петр Масленников. Со многими трудностями столкнулись первопроходцы, тем не менее, спустя два с половиной года было закончено строительство Института гидродинамики и нескольких жилых зданий. А в 1959 году была создана строительная организация «Сибакадемстрой», которую с марта 1960 года возглавил Николай Маркелович Иванов, военный строитель, в те годы еще полковник.

Полковник на стройке

Это стало новой вехой в создании Академгородка. К 1964 году под руководством Иванова была сдана в эксплуатацию вся так называемая «первая очередь» строительства –14 институтов, основная часть современной Верхней Зоны с жилыми домами и инфраструктурой. Сначала были возведены ДМ Юность, НГУ, Дом Ученых, Институт ядерной физики и т.д.

Отдельная история о гостинице «Золотая Долина» – она, как выяснилось, планировалась высотной. Но Никита Хрущев, приехавший проверить, как идет строительство Городка, эту идею отверг – раз вокруг много свободной земли, то нет нужды строить высотные здания. Впрочем и в таком, «обрезанном» варианте облик гостиницы достаточно сильно отличается от других зданий, построенных в то же время.

Первые строители Академгородка не имели квартир, а ютились в щитовых домиках, расположенных на месте современного микрорайона Щ. «Сибакадемстрой» первый в городе освоил производство и строительство панельных домов. Первые крупнопанельные дома появились на Золотодолинской, Жемчужной, Цветном проезде.

Не стоять на месте

Что это был за человек, сумевший руководить такой огромной стройкой? Когда вчитываешься в факты его биографии, понимаешь, что жизнь не разрешала ему сидеть на месте: в 20 лет он ушел на войну и прошагал полстраны. Затем вернулся домой – и начался новый этап путешествий, полный неудобств и сложностей. Ведь он выбрал профессию строителя тогда, когда страна строилась – это значит, нельзя было быть «оседлым».

Он родился 5 мая 1911 года в городе Великие Луки, окончил Саратовский автодорожный институт. Недолго проработав по распределению в Чкалове (ныне Оренбург), в августе 1941 года ушел на фронт. Воевал в составе 18-го стрелкового батальона, затем возглавил 55-ю инженерно-саперную бригаду. Он принимал участие в битве на Курской дуге, освобождал Кенигсберг. Дважды был ранен.

Его дочь, Людмила Иванова (по мужу Белеванцева), отчетливо помнит, как отец приезжал домой, в Оренбург, в отпуск после ранений: «Помню эти ощущения, когда он входит в дом и сразу поднимает меня, трехлетнюю, на руки! В подарок мне он привез куклу, немножко «пораненную», но очень красивую. Таких тогда ни у кого не было – фарфоровая, голубоглазая, с каштановыми волосами и в красивом платье. У нее глазки двигались, она говорила «Мама» по-немецки, трофейная была. И еще привез кулек карамелек, посыпанных какао – мы с братом радовались очень, ведь тогда ничего не было. И открытки нам с фронта регулярно присылал, хоть мы и маленькие с братом были, но адресовал нам лично. Послания были предельно лаконичными – «Желаю здоровья, целую, жди. Папа». Открытки были яркие, нарядные, и почерк, помню, у него тоже был очень красивый». День Победы Николай Маркелович встретил в Берлине, за пять лет военной службы он получил множество боевых наград, в том числе два ордена Отечественной Войны I степени, орден Отечественной войны II степени, орден Красной звезды, а также две медали «За боевые заслуги».

Строить города и покидать их

Послевоенная жизнь захватила Иванова, с 1946 по 1960 год он успел принять участие в масштабных союзных стройках – это и Электросталь, и Северск (Томск 7), и Днепродзержинск, затем – Златоуст, Снежинск.

Еще до войны, сразу после окончания института, Николай Маркелович женился на своей однокурснице Александре, в этом счастливом браке родилось двое детей. И после войны вся семья переезжала с ним из одного строящегося города в другой. Людмила Николаевна вспоминает: «Мы приезжали всегда, когда строительство только-только начиналось, не было никаких условий. Наша семья жила в щитовых домиках, как и все рабочие, трудящиеся на строительстве. Люди работали изо всех сил, стройка двигалась быстро, и уже через год-два условия налаживались, появлялись жилые дома… а наша семья уезжала. И все начиналось по новой – снова стройка почти с нуля, снова временное жилье. Мы даже собственной мебелью не спешили обзаводиться – это создало бы трудности при регулярных переездах. Главной нашей ценностью была великолепная библиотека – мы паковали книги в ящики и были готовы к переезду».

Говорят, Николай Маркелович был хорошим руководителем, и тому подтверждением служит множество союзных строек, куда направляли человека с военной выправкой и даром строителя «выправлять положение». Когда полковник Иванов в очередной раз «показывал класс», ударными темпами вводя в эксплуатацию города и районы, его направляли на следующую стройку.

Его вклад в строительство городов по всему Союзу огромен, но Академгородок среди этого списка стоит особняком. Этот период стал «звездным» в жизни Иванова, именно за строительство Академгородка ему было присвоено званием Героя Социалистического труда. Приехав сюда вместе с семьей в 1960 году, Николай Маркелович прожил здесь 14 лет. И не было речи о том, чтобы переезжать куда-то еще. Это была главная комсомольская стройка века, со всего СССР в Сибирь съезжались вчерашние школьники, выпускники институтов, молодые ученые. Люди работали с огромным энтузиазмом, всех переполняли мечты и надежды, воздух был наполнен идеями. Такая атмосфера питала и вдохновляла Николая Маркеловича. В то время он жил и дышал этим строительством.

Не думаю, что его можно было бы пренебрежительно назвать «воякой»: он относился к указаниям «сверху» максимально ответственно, но без фанатизма. Возглавив стройку Академгородка, он осознал, что темпы строительства отстают от намеченного плана, и, вопреки всеобщим ожиданиям, бросил силы на создание дорог. И, как выяснилось позже, не зря – именно дороги позволили ускорить темпы строительства, шоферы подвозили стройматериалы к площадкам быстрее, им не приходилось пробираться через грязь.

Маленькие слабости большого человека

Он работал иногда по 12 часов в сутки Дважды в неделю он обязательно объезжал все строящиеся объекты. Не ограничиваясь докладом подчиненных, он доставал из багажника машины рабочие сапоги и шел осматривать объекты. Он был лучшим гостем на комсомольских свадьбах, строители знали, что к нему всегда можно обратиться с просьбой или предложением – он был незаносчив.

Самая крепкая дружба связывала его с Абрамом Моисеевичем Вексманом, главным инженером «Сибакадемстроя». Оба – блестящие специалисты, одинаково требовательны и ответственны в работе, близки во взглядах на жизнь в целом. Их в шутку даже называли «лучшей двойкой в Главке». Оба страстно любили рыбалку, были заядлыми грибниками. Людмила Николаевна со смехом вспоминает, как по выходным, когда все еще спят, они уже в 6 утра отправлялись за грибами, знали лучшие места в округе. А к 8 утра, когда все просыпались, на столе была уже целая корзина грибов.

Когда Николай Маркелович с супругой переехали в собственный дом с небольшим участком, новым увлечением стало садоводство. Он с удовольствием сажал цветы, с Вексманом они обменивались сортами помидоров и огурцов. А уезжая в командировки в Алейск или Семипалатинск на строительство секретных объектов, он строго наказывал дочери и зятю не запускать грядки – полоть и поливать. Вернувшись домой утренним поездом, всегда первым делом отправлялся проверять, в каком состоянии огород.

Он успевал все – и руководить огромным строительством, и быть заботливым отцом, любящим мужем. Его дочь вспоминает, что Николай Маркелович умудрялся выделять время, чтобы сводить детей на стадион на матчи футбольной оманды или просто погулять.

Супруга его, Александра Васильевна, также была по профессии строителем, они учились вместе в институте. Их дети , выбрали для себя ту же стезю, ведь «профессия строителя очень благодарная – результаты твоих трудов будут служить людям не один десяток лет».

Людмила Николаевна и ее брат никогда не афишировали, что их отец занимает высокий пост, хотелось заслужить уважение и доброе имя своими достижениями, а не благодаря чину отца. И у Николая Маркеловича не взял сразу детей на работу к себе, на теплое местечко. После окончания СИБСТРИНа Людмила Николаевна проработала несколько лет в «Сибакадемпроекте». Она с улыбкой вспоминает, как отец повез ее посмотреть на строительство жилого комплекса Правые Чемы. Они вышли из машины, и Николай Маркелович с гордостью сказал дочери: «Вот видишь, ты проектировала этот район, стройка закончится, и это будет твой первый проект».

Когда сын и дочь создали свои семьи, он души не чаял в любимых внучках, обожал семейные праздники, когда все собирались за одним столом. Особенно уважал он на праздничном столе уху, блюда из грибов, а из сладкого – домашние пироги с яблоками. По воспоминаниям дочери Николай Маркелович также был прекрасным танцором – еще в институте они с женой участвовали в художественной самодеятельности.

Остановившееся сердце

Супруга Николая Маркеловича тяжело болела с 1958 года. Постоянно беспокоясь о ее здоровье, сам он работал, не жалея себя. Во время работы на секретных объектах в Алейске и Семипалатинске, за которые он получил звание генерала-майора, у Николая Маркеловича случился первый инфаркт, который он перенес на ногах. Тяжелая и нервная работа, пять лет военно-фронтовой жизни, постоянные переезды – все это существенно подкосило здоровье Иванова.

После завершения строительства Академгородка, казалось, жизнь только начинается – основные трудности позади. Но в 1974 году инфаркт повторился. На предложение врачей скорой помощи лечь на носилки он ответил отказом и пошел к машине сам. Через пять дней Николая Маркеловича Иванова не стало.

Это было большое горе для тех, кто знал его, а их было очень много. Наверное, потому, что человек прожил жизнь не для себя, а для других – он строил и создавал, он работал, не жалея себя. И жизнь его была счастливой – он своими глазами видел, как растет и ширится среди сосен Академгородок, как приезжают сюда новые люди, как кипит жизнь там, где еще недавно был лес. Он занимался всю жизнь любимым делом, говорят, был строителем от Бога.

О таких людях говорят: «прожили жизнь не зря». В 2000 году ему было присвоено звание «Гражданина XX века» Новосибирской области, есть улица его имени (раньше называлась Солнечногорской), а также школа № 61, которая тоже названа в его честь.

Многие из нас живут в домах, построенных Ивановым. Наверное, это и есть лучшее доказательство состоятельности строителя.

Фото с сайта http://academ.info


Елена Ким

Прикрепления: 7870676.jpg (30.9 Kb)


http://timich.ru
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: